bs-preloader__icon
ru kz en

Big Data: the reverse side of the medal

Today everybody talks about Big Data technologies. However, not everyone understands what it really is. The LifeInsurance editors managed to talk with one of the major specialists in this field in Kazakhstan, the General Director of Marketo.kz, Sergey Akhmetov. He told not only about the possibilities of Big Data for the state and companies, but also the ethical side of using these social network users’ data and the Internet in general in commercial interests.
Big Data: the reverse side of the medal

- Sergey, how long have you been working with Big Data technologies, and how do they help your customers?

- Approximately 5 years. The last two years we have been working more in BDSMM (Big Data Social Media Marketing). In case of the Kazakhstani market, we are mainly turned for some know-how. The largest customer of Big Data in Kazakhstan is the state, because it is an expensive technology to ordinary companies, it is easier for them to buy "small" software with a short payback period.

The biggest problem we have is the integration of all services in the company. In practice, there were self-written ERP-systems in which there was no possibility of data transfer and integration with them. One of our achievements is work with the client's portrait. The client base is expanded to 75 parameters. For example, an insurance company has a million people in its database, but every year at any company at least 20% of the base die, due to lack of communications or misunderstanding with clients. Customers do not buy for various reasons: the manager was rude to them; they were not called back, competitors intercepted and so on. We solve this problem as follows:  we divide the client's portrait into micro-sections by collecting information from open sources. Let's say you support "Liverpool", we automate it all and send you information: "Hey, "Liver" is playing today, what's the score?" People often leave their data about themselves; they talk about family members, share information about where they have been and so on. If all this is collected and processed, powerful results can be achieved. Of course, everyone wants to increase sales or reduce the number of employees by removing the human factor with the help of Big Data.

 - What inquiries were addressed personally to you and your colleagues?

- There are a lot of customers. We are now conducting projects with the government; so far I cannot talk about them. The state wants to come to some kind of transparency. Examples: the program "Digital Kazakhstan" or "Smart City". The latter is a large amount of data. Unfortunately, we still do not know how to process data in our country.

The second con: people do not trust local companies. There are 4 international franchises; these companies outsource our state bodies on about $4-5 million minimum. Then the contractors do something themselves and find subcontractors here, such as us. Thus, the margin is reduced by 80-90%. For us, a check for 300 thousand dollars is good money in Kazakhstan. But when you find out the actual amount of the order, the margin... And this is one of the main problems in the market. Though they say about the need for Kazakhstani specialists as a priority, in practice this is not done. I'm talking about major projects.

- What data are collected by your client companies? What data are taken from social networks and so on?

- There are many monitoring systems that collect information from different parts of the Internet by keywords. For example, if you wrote the word "Loan" somewhere in your comment, the systems "monitor" and collect that. It is possible to get a good feedback, mood, or involvement. And now with the help of Big Data, many companies no longer walk the streets, but set the right keywords and collect information in a very large amount. Here is an example: Cisco Company has been using an unusual way of communicating with customers for a month and collected more than 800 useful ideas for its product development. During that period a specially created community in the SS Social Media Handbook has been visited by 1,200,000 customers. The second good example: Dell Company with the help of social media is actively restoring its own reputation and has already increased its portfolio by 6.5 million dollars.

By your posts, it is easy to determine what type you are, what you "repost", who you "like" or “comment” on who ”likes” you and so on. Based on that, you can build chains of people: whom you are friends with and so on. In Kazakhstan we like to boaster, for example, if we go somewhere, we show geo-tags, which are one of the best parameters for collecting information. By these parameters you can roughly understand the average person's spend; how open he is to the new; whether some products or services can be offered to him or not, and so on. Let us see, what only one parameter can give us?

Recently, the British company has developed an algorithm that will be able to predict your location for all 24 hours. The program uses the data of your smartphone and correlates them with information from the gadgets of people who are nearby. The discrepancy is no more than 20 meters. Having carefully studied the habits of the target audience, marketing specialists are able to plan places for advertising and even change the content on outdoor billboards at a time when potential customers of a certain target group are passing by.

Now in the post-Soviet space, the main problem is not the collection, but the processing of data. Big Data is constantly updated, there are more and more of data accumulated. Analysts cannot cope with that. Therefore, there are many orders on the market, and the competition is small, there is enough work for everyone.

- How many competitors do you have in Kazakhstan, and who of them have a good knowledge of Big Data?

- 3-4 companies. If we talk about orders, then sometimes they are taken by some indistinct people, and the Big Data market is small, everyone knows each other. When such an unknown contractor appears, it becomes clear that this is some kind of recoil tender. Then this order is redirected to either Indians or Ukrainians.

Another problem in the market is support. With Big Data, you are forever attached to such technical support: something needs to be constantly improved, repaired and so on.

 - In your articles and posts on Instagram you wrote about how the beginners can start working in the Big Data filed. How difficult is it to learn, and why the number of good specialists in this field in Kazakhstan is so low?

- Because the Big Data technology is very young. It became more or less popular worldwide in the 2000s, and at the end of 2016 in our country. They say a lot about Big Data, but this information is not always correct. Some say it is a large database, others call it blocking and so on. And very few people understand that Big Data is not just the data, but the methods of their processing. There are structured and unstructured data. Structured data are the data that come in a specific format, divided into cells. Unstructured data are, for instance, when you need to digitize the call center records. Managers talk, you using a neural network convert all conversations into content, understand it and give the result, as a picture or video. All customers have a problem with this.

As for the Big Data training, the problem is that there is not a decent higher education in this area yet. There are courses that, in my opinion, are far from practice, everything is on the level of theory. There are 2 directions in Big Data: engineering and analytics. If you have a good knowledge in higher mathematics, you can go to Data Analytics; and if you just have programming, you can go to Data Engineering. We still cannot grow even Data-engineers, as there is no appropriate environment for practice. Each new order is individual, there are no templates, a good background on programming is needed, it is important to understand ERP, CRM-systems, cloud technologies, and various services. It is a long time talk.

- What did you want to say with your posts on Big Data: just show the direction or teach yourself?

- I just want to show how you can start this way of learning Big Data, because I have not seen a learning methodology anywhere, a lot of waffle, and no real step-by-step technique. Having gone through these stages of training from general practice, a person, of course, does not immediately become an excellent specialist, but at least he can get a job as a fresher. In Big Data, a lot of people outsourced. It is possible for a small salary, purely for practice, to go to work in Ukraine, to India for six months, but there is no point in going in Big Data without knowledge of English.

In fact, the shortage of personnel in this field is observed not only here, but also in major global corporations, for example, Google, Yandex, Mail.ru, Facebook and others. They started to create such free courses themselves. If upon finishing these courses you successfully pass the exams, these companies can hire you. We could also train, but, again, we do not have an environment for practice in our country.

My task for today is to at least slightly popularize Big Data, because this technology has great prospects. For example, in Kazakhstan there are no large deployments of Big Data yet, although there is a need for it. Until now, no one in Kazakhstan, neither the state, nor business can acknowledge a successful implementation of Big Data.

I think the first major implementation of Big Data will be in the Ministry of Finance, because we have a big economy market, including numerous bazaars, and it is difficult to control. And it impacts the country's GDP. And there will be enough work for everyone, since great software will be accumulated, and a common task will be to collect different services within the Ministry of Finance into one lake, as for 25 years a lot of data have been gathered and their number are increasing every year. And analysts simply will physically not be able to handle them. This is just one example. Another example is the Ministry of Health, which also introduces digitalization, for instance, electronic cards. Here are the huge prospects for Big Data, as this technology can understand and predict a person's disease, how to treat and so on, if all the necessary parameters are set. And there will be a lot of parameters, since all the cards are converted into electronic form, unless there is an error made by the doctor while filling the card. And it will be immediately apparent from the data, who is a good doctor, and who is not, why people die and so on.

Big implementation of Big Data will also be in the Ministry of Education.

So if we introduce Big Data on such a great scale, we will make the market more transparent, which means that the opportunities for corruption will be much less.

Another problem is that specialists in Kazakhstan go to narrow markets, where there is a lot of competition. For example, Ukrainians and Indians are strong in the development of mobile applications. And in Big Data, you can achieve great results: for example, by going to India for six months, spending about $3,000 on a trip, returning as a hard-liner and getting a salary of 500-600 thousand tenge for at least 10 years. I often go to America and on my return I am amazed how our people do not understand the global trends.

- What solution do you see?

- Start giving orders on Big Data within the country. So far, unfortunately, we do not see trust in local specialists. Good experts on Big Data will not work as consultants for a small salary in a state company; they will earn more on freelancing.

I would not say that the situation is that bad; the programs "Digital Kazakhstan" and "Smart City" are good. I believe we will be able to achieve some results in this area in our country within 5 years.

To be continued...

Share
read also
Results of 2017: the most popular products of life insurance
Results of 2017: the most popular products of life insurance

Today in Kazakhstan, the most popular life insurance products are pension annuity, co...

At year-end 2017, Russia’s life insurance market maintained growth rates
At year-end 2017, Russia’s life insurance market maintained growth rates

It accounts for a third of total premiums. The remaining areas of insurance have shru...

The results of the world’s largest reinsurers as of 2017 are summed up
The results of the world’s largest reinsurers as of 2017 are summed up

What was the reason for the sharp decline in profits by 5 times? The answer to this q...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Big Data: обратная сторона медали

О технологиях Big Data сегодня не говорит разве что ленивый. Между тем, не все понимают, что это такое на самом деле. Редакции LifeInsurance удалось поговорить с одним из крупных специалистов в этой сфере в Казахстане – генеральным директором Marketo.kz Сергеем Ахметовым. Он рассказал не только о возможностях Big Data для государства и компаний, но и об этической стороне использования данных пользователей соцсетей и в целом Интернета в коммерческих интересах.
Big Data: обратная сторона медали

- Сергей, сколько времени Вы уже работает с технологиями Big Data, и как они помогают вашим клиентам?

- Примерно 5 лет. Последние два года больше работаем в направлении BDSMM (Big Data Social Media Marketing). Если говорить о рынке Казахстана, то к нам в основном обращаются за какими-то наработками. Самый крупный заказчик Big Data в Казахстане – это государство, потому что для обычных компаний это дорогая технология, им проще покупать более «мелкие» софты с коротким сроком окупаемости.

Самая большая проблема у нас – это интеграция всех сервисов в компании между собой. На практике встречались  самописные ERP-системы, в которых отсутствует возможность передачи данных и интеграция с ними. Одно из наших достижений -  работа с портретом клиента. Клиентскую базу расширяем до 75 параметров. К примеру, у страховой компании в базе миллион человек, но с каждым годом у любой компании минимум 20% базы умирает, так как нет коммуникаций или вы не понимаете своего клиента.  Клиенты не покупают по разным причинам: менеджер нагрубил, им не перезвонили, конкуренты перехватили и так далее. Мы эту задачу решаем так. Делим портрет клиента на микросегменты: собираем информацию из открытых источников. Допустим, если вы болеет за «Ливерпуль», мы все это автоматизируем и присылаем вам информацию: «Хей, сегодня играет «Ливер», какой счет?». Люди часто сами оставляют данные о себе, они говорят о членах семьи, делятся информацией, где они были и так далее. Если все это собрать и  обрабатывать, то можно получать мощные результаты. Конечно, с помощью Big Data все хотят увеличить продажи либо сократить количество сотрудников, убрать человеческий фактор.

 - С какими запросами обращались лично к Вам и вашим коллегам?

- Заказчиков много. Мы сейчас ведем проекты с государством, пока не могу о них говорить. Государство хочет прийти к какой-то прозрачности. Примеры – программы «Цифровой Казахстан», «Smart City». Причем, последняя - это большие объемы данных. Просто, к сожалению, у нас в стране еще не умеют обрабатывать данные.

Второй минус – у нас не доверяют местным компаниям. Есть 4 международные франшизы, эти компании аутсорсят на наши госорганы примерно на 4-5 миллионов долларов минимум. Потом исполнители докручивают что-то сами и находят субподрядчиков здесь, таких, как мы. И, получается, маржа снижается на 80-90%.  Для нас чек в 300 тысяч долларов – достаточно хороший для Казахстана. Но когда ты узнаешь реальную сумму заказа, маржу. И это одна из основных проблем на рынке. Хотя в стране говорят о необходимости приоритета казахстанских ребят, но на практике это не делается. Я говорю о крупных проектах.

- Какие данные собираются вашими компаниями-заказчиками? Какие данные берутся из соцсетей и так далее?

- Есть много систем мониторинга, которые собирают информацию, по ключевым словам, из разных частей Интернета. К примеру, если вы написали где-то у себя в комментарии слово «Кредит», системы это «мониторят» и собирают. Так можно получать хороший фитбэк, настроение, вовлеченность. И сейчас с помощью Big Data многие компании уже не ходят по улицам, а задают правильные ключевые слова и собирают информацию в очень большом объёме. Вот пример. В течение одного месяца компания Cisco использовала необычный способ общения с клиентами, собрала более 800 полезных идей для развития своей продукции. В течение этого времени специально созданное сообщество в сети СС Social Media Handbook посетили 1 200 000 клиентов. Или второй хороший пример. Компания Dell с помощью социальных медиа активно восстанавливает собственную репутацию и уже увеличила свой портфель на 6,5 млн долларов.

По вашим постам можно понять, к какому типу вы относитесь, что «репостите», кого «лайкаете», комментируете, кто лайкает вас и тому подобное. И на основе этого можно построить цепи людей: с кем вы дружите и так далее. Еще в Казахстане мы любим хвастаться, к примеру, если куда-то едем, то показываем гео-метки, которые являются одним из самых крутых параметров по сбору информации.  По ним можно примерно понять средний чек человека, насколько он открыт новому, можно ли предлагать продукт или услугу или нет, и так далее. Давайте подумаем, что может дать только один этот параметр?

Недавно британская компания разработала алгоритм, который сможет предсказывать ваше местоположение на протяжении всех 24 часов. Программа использует данные вашего смартфона и коррелирует их с информацией от гаджетов людей, которые находятся рядом. Ошибка составляет не более 20 метров. Тщательно изучив привычки таргетинговой аудитории, маркетологи смогут планировать места для размещения рекламы и даже изменять контент на outdoor-щитах в то время, когда мимо проходят потенциальные клиенты определенной целевой группы.

Сейчас на постсоветском пространстве основная проблема состоит не в сборе, а в обработке данных. Big Data - это когда данные постоянно обновляются, их становится все больше и больше. С этим аналитики не справляются. Поэтому заказов на рынке много, и конкуренция здесь маленькая, работы хватает всем.

- Сколько в Казахстане у вас конкурентов, которые хорошо разбираются в Big Data?

- 3-4 компании. Если говорить честно о заказах, то их порой вначале берут какие-то непонятные люди, а рынок Big Data узкий, все друг друга знают. И когда такой неизвестный подрядчик появляется, то становится понятно, что это какой-то откатный тендер. Потом этот заказ перенаправляют либо индусам, либо украинцам.

Другая проблема на рынке – это support (поддержка). С Big Data вы пожизненно привязываетесь к такой техподдержке: что-то нужно постоянно дорабатывать, ремонтировать и так далее.

 - В своих статьях и постах в Инстаграмм Вы писали о том, как начать работать в сфере Big Data новичкам. Насколько сложно этому обучиться, и почему у нас в Казахстане мало хороших специалистов в данной сфере?

- Потому что сама технология Big Data очень молодая. В мире более-менее популярной она стала в 2000-е годы, а у нас – в конце 2016 года. О Big Data говорят много, но не всегда верно. Кто-то говорит, что это большая база данных, кто-то называет это блокчейном и так далее. И мало кто понимает, что Big Data – это  больше не  сами данные, а методы их обработки. Есть структурированные данные и неструктурированные. Структурированные – это когда данные к вам приходят в определенном формате, разделены по ячейкам. Неструктурированные данные – это когда, к примеру, нужно цифровать записи колл-центра. Менеджеры разговаривают, вы с помощью нейронной сети переводите все разговоры в контент, понимаете его и даете результат, картинку или видео. У всех заказчиков проблема с этим.

Что касается обучения Big Data, то здесь проблема в том, что нет пока достойного высшего образования в этой сфере. Есть курсы, которые, на мой взгляд, далеки от практики, там все на уровне теории. В Big Data есть 2 направления: инженерия и аналитика. Если у вас хорошие знания в высшей математике, то вы можете пойти в Data Analytics, а если у вас просто программирование, то в Data Engineering. У нас пока не могут вырастить даже Data-инженеров, так как нет соответствующей среды для практики. Каждый новый заказ – индивидуальный, нет шаблонов, нужен хороший бэкграунд по программированию, важно хорошо разбираться в ERP, СRM-системах, технологии облака, различных сервисах. Тут можно говорить долго.

- Что Вы хотели сказать своими постами по Big Data – просто показать направление или самому обучать?

- Я просто хотел показать, как можно начать этот путь по изучению Big Data, потому что я не увидел нигде ни одной методологии обучения, много «воды», а реальной пошаговой методики нет. Пройдя эти этапы обучения  из общей практики, человек, конечно, не сразу станет отличным спецом, но хотя бы сможет устроиться куда-то новичком. В Big Data много людей работает на аутсорс. Можно за небольшую зарплату, чисто ради практики, уехать поработать в Украину, в Индию на полгода, но без английского в Big Data нет смысла идти.

На самом деле нехватка кадров в этой сфере наблюдается не только у нас, но и в крупных мировых корпорациях, к примеру, Google, Yandex, Mail.ru, Facebook и так далее. Они начали уже сами создавать такие бесплатные курсы. Если после их прохождения вы успешно сдаете экзамены, то эти компании могут взять вас к себе на работу. Мы тоже могли бы обучать, но, повторюсь, у нас в стране нет среды для практики.

Моя задача на сегодня – хотя бы немного популяризировать Big Data, потому что у этой технологии большие перспективы. К примеру, в Казахстане пока нет крупных внедрений Big Data, хотя потребность в этом есть. До сегодняшнего дня никто в Казахстане - ни государство, ни бизнес - не может похвастаться успешным внедрением Big Data.

Думаю, первое крупное внедрение Big Data будет в Министерстве финансов, потому что у нас огромный рынок экономики, в том числе многочисленные базары, и его полностью сложно проконтролировать. А это сильно бьет по ВВП страны. И работы там хватит всем, так как получится большой софт, и общей задачей будет собрать разные сервисы внутри Минфина в одно озеро, так как за 25 лет собралось много данных, и они увеличиваются с каждым годом. И аналитики просто физически не смогут все это обработать.  Это только один пример. Другой пример – Министерство здравоохранения, которое также вводит цифровизацию, к примеру, электронные карточки. Здесь вообще огромные перспективы для Big Data, так как эта технология может понимать и прогнозировать болезнь человека, как лечить и так далее, если задать все необходимые параметры. А параметров будет очень много, так как все карточки переводятся в электронный вид.  Единственное, если только не будет погрешности врача при заполнении карты. И будет сразу видно по данным, кто хороший врач, а кто плохой, почему у нас люди умирают и так далее.

Большое внедрение Big Data также будет в Министерстве образования.

Так что если мы введем Big Data в таких масштабах, то сделаем рынок более-менее прозрачным, а это значит, что возможностей для коррупции будет намного меньше.

Другая проблема – специалисты в Казахстане уходят на узкие рынки, где и так большая конкуренция, к примеру, в разработке мобильных приложений сильны украинцы и индусы. А в Big Data можно добиться больших результатов: к примеру, уехать учиться в Индию на полгода, потратив на поездку около 3 000 долларов, вернуться крутым спецом и получать в течение минимум 10 лет зарплату в размере 500-600 тысяч тенге. Я часто езжу в Америку и по возвращении поражаюсь: там люди идут туда, а здесь в обратную сторону, то есть наши не понимают общемировые тренды.

- Какое решение Вы видите?

- Начать давать заказы по Big Data внутри страны. Пока, к сожалению, мы не видим доверия к местным специалистам. Хорошие специалисты по Big Data не пойдут работать консультантами на небольшую зарплату в госкомпанию, они больше заработают на фрилансе.

Я не сказал бы, что у нас все так плохо, программы «Цифровой Казахстан» и «Smart City» хорошие. Думаю, в течение 5 лет мы сможем добиться каких-то результатов в этой сфере у нас в стране.

Продолжение следует...

 

Поделиться
читайте также
Страховщики в России будут работать по новым правилам
Страховщики в России будут работать по новым правилам

С 1 января 2019 года в России появятся новые треб...

Максат Альжанов приобрел статус крупного участника АО «КСЖ «Standard Life»
Максат Альжанов приобрел статус крупного участника АО «КСЖ «Standard Life»

Об этом сообщил Нацбанк РК на своем официально...

КСЖ  показали рост динамики премий
КСЖ показали рост динамики премий

Организации отчитались по итогам февраля 2019 г...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку