bs-preloader__icon
ru kz en

Лидеры отрасли страхования жизни подводят итоги 2019 года и делятся планами на будущий год

Сетевое издание «Информационно-аналитический сайт о страховании жизни LIFE INSURANCE решило вспомнить главные события и тенденции 2019 года. Для этого редакция побеседовала с топ-менеджерами двух самых крупных КСЖ страны. Кроме того, мы узнали о планах страховщиков на 2020 год.
Лидеры отрасли страхования жизни подводят итоги 2019 года и делятся планами на будущий год

Отрасль страхования жизни показывает самые высокие темпы роста на финансовом рынке. Так, за 11 месяцев сбор премий по страхованию жизни и аннуитетному страхованию составил 132 млрд тенге. Это на 75,2% больше, чем за аналогичный период 2018 года. При этом, если по страхованию жизни рост составил 44%, то рост по аннуитетному страхованию составил 126%.

С 2012 года компания по страхованию жизни  «Nomad Life» занимает лидирующие позиции  на рынке КСЖ РК по активам, собственному  капиталу, выплатам, страховым резервам.      На  вопросы LIFE INSURANCE.KZ  отвечает      глава Nomad Life Кайрат Чегебаев.

- Назовите главные события 2019 года.

- В первую очередь, хотелось бы отметить получение высокой оценки от ведущего рейтингового агентства S&P. Долгосрочный рейтинг АО «КСЖ «Nomad Life» присвоен на уровне «ВВ» (прогноз стабильный) и рейтинг по национальной шкале на уровне «kzАА-».

В 2019 году рынок страхования жизни чувствовал себя уверенно и продолжил ранее заданный темп . Так, на 1 декабря 2019 рост страховых премий на рынке составил более 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сборы - 174,6 млрд. тенге. Ожидаем, что  2019 год life сектор закроет суммой в  195 млрд. тенге.

Для АО «КСЖ «Nomad Life» год был хорошим, мы достигли впечатляющих результатов роста по всем направлениям, Компания показала самый высокий показатель роста активов на рынке, 40 млрд. тенге или более 36% (по состоянию на 01.12.2019).

Планируем, что сборы страховых премий по состоянию на 01.01.2020 составят более 61 млрд. тенге.

Важной задачей, которая была реализована нашей компанией в 2019-м году, стало получение лицензии на управление инвестиционным портфелем.

«Nomad Life» были предприняты серьёзные шаги в разработке Online-системы, не имеющей аналогов среди КСЖ. Online-система будет использоваться при заключении договоров добровольного страхования жизни заемщиков банков-партнеров Компании.

В течение 2019-го года нами был зарегистрирован товарный знак «Nomad Life».   В настоящее время осуществляется регистрация товарного знака «Zoloto Nomadov», наиболее успешного продукта Компании по накопительному страхованию.

- Что ожидает рынок в 2020 году?

- Весной 2020-го года мы ждём изменений в Налоговый Кодекс РК, предусматривающих дополнительные стимулы для пользователей продуктов накопительного страхования жизни.

Ключевыми задачами рынка в целом и  «Nomad Life», в частности,  в наступающем году станут создание и внедрение страхового продукта с участием в инвестициях Unit Linked, пенсионных программ, а также участие в программе Государственной образовательной накопительной системы (ГОНС), к которым рынок готовился последние несколько лет. Мы оцениваем перспективы расширения  рынка страхования жизни за счёт реализации этих проектов как весьма существенные.

Внедрение данных направлений выведет отрасль КСЖ на совершенно другой уровень. И думаю, если мы это запустим, то на финансовом «поле» это будут самые масштабные изменения за последние 10 лет, которые приведут к существенному улучшению работы фондового рынка.

Дочерняя компания Народного Банка Казахстана по страхованию жизни «Халык-Life» была основана в ноябре 2005 года. Согласно официальным данным, размер активов структуры на 1 июля составлял 153,9 млрд. тенге, что обеспечило первое место среди компаний по страхованию жизни РК по размеру активов. На вопросы LIFE INSURANCE.KZ отвечает председатель правления Халык-Life Оксана Радченко.

- Назовите главные события 2019 года.

- Первое, проведение работ по диджитализации страхования. Компания приступила к работам по совершенствованию цифровых сервисов для клиентов и дистрибьюторов компании, а также по развитию цифровых каналов продаж договоров страхования жизни для физических лиц. В том числе для клиентов расширены способы оплаты страховых премий: через сайт компании, через сеть терминалов АО «Народный сберегательный Банк Казахстана», финансовый портал Homebank, через терминалы и кассы АО «Казпочта».

Второе, это включение в продуктовую линейку накопительного страхования жизни в компании продукта, предусматривающего индексацию валюты договора к текущему курсу доллара США. Начата работа по созданию нового страхового продукта с инвестиционной составляющей.

Положительные темпы роста объемов бизнеса, в том числе по всем ключевым направлениям. По итогам 11 месяцев 2019 года прирост страховых премий компании составил 30%. Компания прочно занимает позицию лидирующей компании на рынке страхования жизни. Активы Компании по состоянию на 01.12.2019 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23%, размер страховых резервов увеличился на 17%.

Подтверждение рейтинга финансовой устойчивости. В марте 2019 года AM Best подтвердил Компании рейтинг финансовой устойчивости на уровне B+ (Good) и долгосрочный кредитный рейтинг эмитента на уровне “bbb-”. Прогноз по этим кредитным рейтингам (рейтингам) является стабильным.

К основным событиям, оказавшим влияние на рынок страхования жизни в 2019 году можно отнести: вступление в силу некоторых условий из законодательных актов, позволяющих клиентам по пенсионному аннуитету заключать дополнительные соглашения к действующим договорам, с целью увеличить размеры аннуитетных выплат,  появилась возможность использовать для заключения договора пенсионного аннуитета обязательные профессиональные пенсионные взносы. Это способствовало приросту рынка пенсионного аннуитета по итогам 11 месяцев 2019 года на 139% или 33,7 млрд. тенге.

Кроме того, в течение  года КСЖ  активно сотрудничали с государственными структурами по вопросам внесения изменений в законодательство о пенсионном обеспечении, о продуктах с инвестиционной составляющей, а также по вопросам инициирования предложений по развитию рынка страхования жизни, например, возможность участия компаний по страхованию жизни в государственной образовательной накопительной системе, внедрение института совместного (супружеского) аннуитета и т.д.

 

- Что ожидает рынок в 2020 году?

В 2020 году мы ожидаем дальнейшей цифровизации страхования. В 2019 году компания инициировала ряд вопросов, касающихся диджитализации добровольных видов страхования. Мы ожидаем, что в этом году в портфеле страховых продуктов Компании появятся страховые решения, которые будут доступны клиентам в режиме online, то есть оформить договоры страхования по ним можно без посещения офиса страховой компании клиентом или без посредничества страхового агента. Такой способ продвижения страховых услуг более выгоден для клиентов, потому что позволяет экономить время и средства, затраченные на оформление договоров страхования. С другой стороны, это выгодно и самой страховой компании, поскольку online продажи снижают расходы Компании, связанные с оплатой комиссионного вознаграждения посредникам, сокращают время и расходы на сопровождение договоров страхования. Кроме того, АО «Халык-Life» активно работает в направлении совершенствования цифровых сервисов и для дистрибьюторов страховых продуктов, которые будут помогать таким посредникам оперативно получать и передавать информацию, необходимую для заключения договора страхования, контролировать оплату личного вознаграждения и пр. Компания также участвует в проекте по продаже страховых услуг на маркетплейсе. Переход страхования в цифровую сферу даст толчок страховым компаниям быстрее адаптировать свои бизнес-процессы, ИТ-системы и технологии под требования рынка.  Следующим шагом в развитии технологических решений мы видим в создании финансовой экосистемы.

Тенденции последних двух лет в отрасли страхования жизни будут способствовать усилению конкуренции, которая станет стимулом для качественного преобразования во всех направлениях развития страхового бизнеса. Мы ожидаем, что усиление конкуренции повлечет за собой развитие персонализации клиентов на страховом рынке, даст мощный импульс для появления новых страховых решений, а также будет способствовать открытию более рентабельных и эффективных способов распределения страховых услуг, в том числе посредством цифровых технологий. Можно сказать, что для страховых компаний этот период может стать новой «точкой отсчета», поскольку будет происходить перераспределение клиентов, страховых агентов и в целом каналов продаж. Это период, когда лидерство будет за теми компаниями, которые готовы на «качественные изменения» и смогут предложить клиенту лучшие страховые решения: гибкие персональные условия, удобный способ заключения договора страхования, сокращение времени на его оформление и последующее обслуживание, предоставление дополнительного сопутствующего сервиса клиентам и пр.  Более того, появление новых игроков положительно повлияет и на развитие рынка страхования жизни, поскольку это создаст условия для увеличения охвата населения страны добровольными видами страхования и юридических лиц обязательным страхованием.

Развитие продуктов накопительного страхования с валютной составляющей, а также продуктов с инвестиционной составляющей, так называемые продукты Unit-Linked. Уже сегодня на рынке существуют страховые продукты, предусматривающие индексацию валюты договора к текущему курсу иностранной валюты. Такие страховые продукты более привлекательны для клиентов, чем вложение в другие финансовые инструменты, поскольку наряду с высоким размером доходности, который может достигать 3,41% в валюте в зависимости от срока страхования, страховой продукт обеспечивает клиенту страховую защиту на весь срок страхования. Именно такие продукты на наш взгляд, будут пользоваться популярностью у клиентов страховых компаний за их многофункциональность: обеспечение страховой защиты, накопления и инвестирования. Кроме того, в настоящее время несколько компаний по страхованию жизни работают в направлении разработки следующего поколения страховых продуктов, которые предусматривают инвестиционную составляющую. Действующие требования законодательства не позволяют запустить продукт в кратчайшие сроки, поскольку при практической реализации выяснилось, что некоторые условия по продукту не совсем четко регулируются в законодательных актах.  Поэтому сейчас страховщиками осуществляется активная работа по согласованию соответствующего законодательства. После внесения необходимых поправок, мы уверены, что рынок пополнится новыми, очень интересными, а главное, полезными с точки зрения инвестирования, страховыми решениями.

В 2020 году мы полагаем, что развитию рынка пенсионного аннуитета может способствовать инициатива страховщиков о внесении изменений в законодательство о пенсионном обеспечении, предусматривающих права граждан на заключение договора пенсионного аннуитета ранее срока достижения ими возраста 50/55 лет, но при условии достаточности пенсионных накоплений. Также в комплексную реформу системы пенсионного обеспечения входит вопрос о внедрении инструмента отложенного пенсионного аннуитета, что позволит привлечь работающее население, имеющие достаточные накопления к участию в заблаговременном обеспечении своей достойной пенсии, снижению социальной нагрузки на государство. Данный вопрос в этом году получит дальнейшее обсуждение с регулятором финансового рынка.

В связи с созданием новой структуры на финансовом рынке - Агентством финансового надзора, мы полагаем, что между страховым рынком и новой структурой возникнет более тесное взаимодействие, в том числе и в части законотворческой деятельности. Это в свою очередь положительно отразится на отрасли «страхование жизни», поскольку сейчас мы стоим на пороге создания новых страховых решений, которые нуждаются в поддержке со стороны законотворческой деятельности.

 

 

Поделиться
читайте также

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку