— Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) в последние годы показывало впечатляющий рост премии. Есть прогнозы, что этот рост будет замедляться. Каково ваше мнение?
— Я убежден, что будет продолжаться существенный рост, пусть и не такими темпами, как раньше. Эта ниша была не заполнена, а теперь рынок стабилизировался. Скорее всего, последует органический рост на фоне изменяющейся конкурентной среды в накоплениях и инвестициях клиентов. По нашему прогнозу, ежегодный рост рынка составит 25–30%. Это будет по-прежнему самый быстрорастущий сегмент страхования, доля которого в течение пяти лет достигнет 45–50%, а в перспективе — 70–80%, как на западных рынках.
— Рост рынка достигнут за счет активности банков, предлагающих ИСЖ. Каким образом можно расширить каналы продаж?
— Банки будут оставаться главным каналом продаж ИСЖ, прежде всего потому, что они непосредственно видят активы клиента, а клиент привык банку доверять. Наши продукты являются альтернативой депозитам и инвестиционным продуктам. В то же время мы уже начали расширять каналы продаж: страховщики могут напрямую предлагать свои продукты, в первую очередь за счет собственной клиентской базы.
— Что представляют собой продукты четвертого поколения в ИСЖ?
— Продукты первых поколений строились на вложениях в ПИФы, различные фьючерсы, то есть в базовые активы. Все последние продукты третьего и четвертого поколений структурируются уже с учетом опционной части, доходность, которую мы получаем по купленным опционам от инвестбанка, мы полностью отдаем клиенту.
— Насколько важно повысить открытость информации, учитывая, что для многих страхователей ИСЖ остается сложным продуктом?
— Это один из важнейших вопросов на сегодняшний день. У страхового сообщества сформирована единая позиция с надзором в лице Центробанка, который стремится сделать рынок ИСЖ максимально честным и прозрачным. Буквально на днях был утвержден Единый стандарт заключения договоров страхования жизни, который должен быть внедрен до января 2019 года. Но мы не ждем этой даты и уже сейчас реализуем его требования. Так, все существенные элементы должны быть отражены в специальной памятке в договоре, чтобы клиент сразу видел все сложные моменты. Одновременно необходимо добиваться повышения финансовой грамотности населения.
— Какие новые направления для развития страхования жизни в России вы видите?
— Мы ожидаем в ближайшее время подготовки нормативной базы для введения долевого страхования жизни, развитого на Западе. Это позволит клиентам самостоятельно структурировать свои продукты, менять направление инвестиций. При этом весь риск остается на клиенте, в то время как в традиционном ИСЖ страховщик гарантирует возврат капитала.
Еще одно направление — реформа пенсионной системы, в которой страховщики пока не участвуют. Мы слышим предложения оставить для страховых компаний выплату накопленных пенсий, но нам неинтересно быть только операторами выплат. Мы хотим быть с клиентом с того самого момента, когда он выбирает способ достойного обеспечения старости.
На самом деле страхование жизни действительно важно развивать, поскольку продукты ИСЖ и НСЖ, по сути, формируют источники долгосрочных инвестиций для государства, особенно на фоне ограниченного доступа к западным финансовым рынкам.
Источник: http://www.rbcplus.ru/news/5b5fe92f7a8aa9520dd8fa44
Фото с сайтов: finansanswer.ru, mymoneysouq.com