bs-preloader__icon
ru kz en

Важный индикатор того, насколько общество способно развиваться, - это горизонт планирования

По последним данным, в США действуют 373 млн полисов страхования жизни - больше, чем все население страны, тогда как в России, по данным ЦБ, свою жизнь застраховали примерно 4% граждан, сообщает kp.ru.
Важный индикатор того, насколько общество способно развиваться, - это горизонт планирования

Когда речь заходит о любом добровольном страховании, начинается «старая песня», отмечает издание. Мол, нам их капиталистические привычки чужды. Но это не так. Еще каких-то 30-40 лет в СССР действовал один из самых крупных и развитых страховых рынков в мире. К 1985 году существовали 23 вида государственного страхования – 14 имущественного и 9 личного. Страхованием жизни (в том числе накопительным) пользовались 85 млн человек (более 25% жителей СССР). Этот рынок был утерян вместе со старой системой. 

- Когда произошел коллапс 1991 года с огромной гиперинфляцией, жители страны потеряли практически все накопления. Это касалось не только страховок, но и депозитов банков – да чего угодно. Сбережения в момент обесценились, - рассказывает Максим Чернин, председатель Комитета по развитию страхования жизни Всероссийского Союза Страховщиков. – Когда происходят такие кризисы, это мгновенно бьет по финансовым инструментам. Особенно, по таким долгосрочным, как страхование жизни. В генетической памяти у людей до сих пор осталось ощущение «Я вложу деньги, а они сгорят».

Этот довод подтверждает статистика. По данным исследования НАФИ, только 30% россиян сегодня доверяет страховым компаниям. И что делать с этим предубеждением эксперты не знают. Есть такой закон поведенческой экономики: вы планируете свое будущее на столько лет вперед, сколько прошло с момента последнего финансового кризиса. В России они происходят каждые 8-10 лет. В США и в Европе периодичность такая же, но масштаб поменьше. Лопаются пузыри на конкретных рынках: ипотечных, интернет-компаний. Обесценивания национальной валюты в разы там не было давно. Отсюда – привычка вкладывать деньги на долгий срок.

Также, как отмечает "Комсомолка", в сознании людей сложился устойчивый миф  - деньги со страховой компании придется выбивать. Да еще и не факт, что получится. Да, страховые, действительно, не спешат расставаться с деньгами. Но дело тут не в их жуликоватости, поясняют эксперты. Наши люди по прежнему считают, что договор можно прочитать по диагонали. Или того хуже – подписать не глядя. Страхование – это всегда набор услуг и весьма пространный юридический документ.

- Из-за непонимания сути договора и возникает большинство спорных ситуаций. Например, машину можно застраховать только от угона, а можно и от ущерба. Дом можно застраховать только от огня, но можно и от падения деревьев, проблем с фундаментом. Такие особенности повлияют на отказ в выплате, когда окажется, что данный риск не был застрахован. Кроме того, страхователь может не соблюсти сроки сообщения о несчастном случае. Или не предпринять мер по предотвращению риска. Например, машина должна быть оборудована сигнализацией, но ее не было. Или турист не включил в страховку занятия альпинизмом, но решил подняться на Эльбрус, - поясняет Александр Цыганов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ. - При этом часто возникает путаница. Так как договор страхования может иметь одинаковое название при различном наборе застрахованных рисков и исключений из них.

В издании также отмечают, что почти половина россиян (40%) никак не планируют свою жизнь. Таковы опросы ВЦИОМа. Исследование проводилось в 2010 году, а до этого – в 1990 - и везде процент витающих в облаках был один и тот же. "Частенько мы откладываем решение важных проблем, надеясь на авось, удачу или чудо. Прагматичный европеец такое поведение вряд ли поймет, отмечает издание. - Однако, это привычка указывает на то, что мы по природе своей оптимисты. Мысли о смерти, несчастном случае, пожарах и других катаклизмах мы гоним прочь. Авось, повезет!"

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров предположил, что это следствие нашего бурного противоречивого времени, когда человек сегодня не знает, что будет завтра. Или же - особая черта русского характера.

Он отметил, что один из самых важных индикаторов того, насколько общество способно развиваться, насколько оно стабильно и спокойно - это горизонт планирования. Если человек способен планировать на несколько лет вперед - это показатель качества этого общества и того, что людям комфортно в нем жить.

Возможно, непопулярность страхования в нашей стране говорит еще и о том, что большинство россиян просто не достигли того уровня благополучия, который бы им хотелось серьезно защитить, отмечает kp.ru.

Источник: https://www.kp.ru/daily/26927.3/3976945/

Фото: Газета.Руinvlab.ru

Поделиться
читайте также
Какие изменения могут произойти на страховом рынке Казахстана
Какие изменения могут произойти на страховом рынке Казахстана

Страховщики обсуждают новую дорожную карту ра...

Страхование работников от несчастных случаев
Страхование работников от несчастных случаев

Число пострадавших от несчастных случаев на п...

Как страхуют в Голливуде
Как страхуют в Голливуде

Решение сложнейшего вопроса о том, кто будет с...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку