С появлением Big Data финансовые продукты могут меняться: теперь страховые компании могут анализировать интересы человека, его стиль жизни, даже привычки. Как результат, страховщики теперь могут предлагать клиенту уже адаптированный продукт, который учитывает его основные потребности. «Благодаря Big Data можно провести анализ профиля клиента; определить целевую аудиторию для предложений о страховке; скорринг предсказания наступления страховых случаев и тп», - говорит управляющий директор КСЖ Халык-Life Виталий Любимов.
Big Data может ускорить взаимодействие с клиентами, автоматизировать общение и быстро создать наиболее выгодное предложение, говорят в Nomad Life. «Результаты анализа Big Data могут быть использованы как очень эффективный инструмент для определения лояльности клиента, cross-selling, для формирования портрета клиента. Когда человеку, уже пользующемуся услугами КСЖ, понимающему какие выгоды даёт страховой полис и доверяющему компании, предлагают расширить спектр страховых покрытий или рекомендуют стать участником новой программы, предложение воспринимается значительно лучше», - уточняет председатель правления КСЖ Nomad Life Кайрат Чегебаев.
В будущем КСЖ посредством мобильных приложений и различных гаджетов смогут получать и использовать данные о действиях клиента, иметь более подробную картину того, что с ним происходит. Например, таким образом можно будет отслеживать состояние здоровья человека через медицинский онлайн-сервис и на основе данных разрабатывать удобные и выгодные условия страхования. «Также, с помощью таких данных страховщики могут эффективней бороться с мошенниками, и сделать основные процессы по оформлению договоров страхования, получению страховых премий и выплат более автоматезированным, быстрым и удобным как для страхователей», - рассказывает председатель правления КСЖ Freedom Finance Life Азамат Ердесов.
Анализ больших данных уже применяется во многих сферах — для обеспечения безопасности, диагностики и профилактики заболеваний, предсказания аварий и катастроф. В бизнесе и маркетинге на основании больших данных предсказывают поведение клиентов, оптимизируют расходы и процесс производства, оценивают платежеспособность, прогнозируют увольнение сотрудников. «На основе данных о клиенте, которые аккумулируются как в КСЖ, так и в открытых источниках, таких, как, допустим, профили в соцсетях, можно создавать рекламные кампании для продвижения страховых продуктов и привлечения новых клиентов. Что касается влияния Big data на страховые программы, то следствием её применения станет предложение клиенту персонализированного продукта с учётом его предпочтений и потребностей. Расчеты тарифов для страхования всегда строились на анализе данных, теории вероятности, теории больших чисел и математической статистике, поэтому с появлением новых технологий использование Big data становится логичным продолжением», - подчеркивает председатель правления Сентрас Коммеск Life Гульжан Джаксымбетова.
Какие данные собирают казахстанские КСЖ
С начала прошлого года Halyk Bank открыл «Фабрику данных» и продолжил развивать стратегическое направление Big Data, которое в свою очередь, позволяет учитывать весь массив данных, создающихся внутри банка, чтобы предлагать клиентам только самые качественные и востребованные услуги. Халык-Life планирует воспользоваться опытом материнской компании и внедрит технологии анализа больших данных. «Несмотря на очевидные преимущества Big Data, для экономического и социального развития общества есть определенные сложности законодательного регулирования, в первую очередь связанного с защитой персональных данных.
Учитывая, что мир относительно недавно вступил в цифровую эру, законодательство еще не успевает адекватно регламентировать защиту персональных данных. Юридической наукой еще не сформированы в полной мере необходимые дефиниции и концепции правового регулирования Big Data. И это, кстати, проблема в целом в мире, а не только у нас», - утверждает Виталий Любимов.
В КСЖ аккумулируется вся персональная информация о её клиентах и их договоров страхования. Это – очень большой объём информации. Например, в Nomad Life застрахованы более миллиона физических лиц и более 23 тысяч организаций. «Мы находимся в самом начале пути. На наш взгляд, в первую очередь, необходимо определить правила работы в вопросе использования персональной информации и законодательного регулирования таких операций как верификация клиента, подтверждения факта полученной персональной информации, её передача третьим сторонам», - отмечает глава Nomad Life.
Страховщики получают информацию согласно законодательству по условиям заключенного договора с АО ГКБ. Этот договор для всех страховщиков обязательный. В свою очередь, АО ГКБ имеет базу ЕСБД, (единая страховая база данных). «Если КСЖ дадут доступ к государственным базам данных с расширенной информацией о физических и юридических лицах, как дают банкам второго уровня, рабочие процессы страховщиков будут модернизированы, создадутся новые более выгодные и удобные сервисы и программы по страхованию жизни. Также, если говорить об усовершенствовании законодательства, то желательно урегулировать его в той части, где мы могли бы работать не только через Государственное кредитное бюро, а напрямую с государственными базами данных», - заключает Азамат Ердесов.
Фото из открытых источников