Исследование показало, что 71% опрошенных казахстанцев уверены, что страна находится в экономическом кризисе. «И только одна пятая жителей Казахстана настроена оптимистично и считает, что экономическое положение нашей страны улучшится в ближайшие 12 месяцев. 38% настроены достаточно негативно, они считают, что ситуация не улучшится. И достаточно большая доля (42%) тех, кто затрудняется делать определенные прогнозы и все еще живет в этой неопределенности», – добавила Сейсенгалиева.
Она также назвала основные причины беспокойства потребителей. На первом месте это рост цен на продукты питания. На втором – на товары и услуги. Далее идут долги и кредиты, здоровье и личное благосостояние семьи. И впервые в топе появляется такой пункт как эскалация конфликтов, добавила эксперт. «Большинство покупателей считает, что цены будут дальше расти в ближайшие три месяца. И более половины уверены, что рост будет двухзначным», – пояснила собеседница.
По ее данным, более пятой части населения ожидают подорожание товаров последнего спроса более чем на 20%. Лишь 10% прогнозируют не более 5%.
По данным Nielsen, 73% опрошенных предпринимают целенаправленные и осознанные действия для сокращения своих расходов. И Сейсенгалиева назвала, каких статей это касается больше всего. «Большинство покупателей готово меньше тратить на покупку новой одежды (69% респондентов), развлечение и питание вне дома (61% и 56% соответственно), готовы отложить замену предметов домашнего обихода (55%) или покупку электроники (50%). Что самое важное для нас и что поменялось против прошлого года – это 37% покупателей готовы перейти на более дешевые марки FMCG (против 34% в IV квартале 2021 года)», – привела данные спикер.
По мнению Сейсенгалиевой, такая экономия оправдана, потому что, например, затраты на еду и напитки для дома являются самой большой статьей расходов у казахстанцев. У более половины респондентов на это уходят от 20% до 50% трат.
Источник: https://lsm.kz/kak-pomenyalis-kazahstancy-na-fone-geopoliticheskoj-situaci
Фото из открытых источников