Несмотря на введенный карантин в первом полугодии 2020, за 10 месяцев 2020 года рынок отрасли страхования жизни с учетом класса обязательного страхования работника от несчастных случаев вырос на 14% или 22,6 млрд тенге. Рост рынка был обеспечен не только за счет роста класса «страхование жизни». Так, класс «пенсионный аннуитет» увеличился на 4 млрд тенге или 8%, а класс «страхование от несчастного случая» на 3,2 млрд тенге или 40%.
«Если же рассматривать финансовые данные, то можно отметить, что, несмотря на довольно сложный год, выросли практически все финансовые показатели рынка страхования жизни, - констатирует председателя правления KM Life Назым Бекболатова.
- При этом, все компании вынуждены были перевести часть сотрудников на удаленный режим работы, также частично пересмотреть свои планы в этом году, которые составлялись, когда мы еще не знали про коронавирус. Вместе с тем, условия пандемии естественным образом подтолкнули компании к дальнейшему развитию цифровой составляющей бизнеса, стимулировали внедрение новых способов коммуникации и взаимодействия с клиентами и коллегами, заставили компании уделять больше внимания информационной безопасности своего бизнеса».
В результате появления в 2019-2020 году новых игроков, на рынке работают уже девять компаний по страхованию жизни и конкуренция здесь усиливается. Вот как 2020 год оценивают сами страховщики:
агентство S&P Global Ratings повысило рейтинг финансовой устойчивости и кредитный рейтинг эмитента до "ВВ+" (прогноз по рейтингам - "Стабильный"). В этом же месяце мы первыми запустили новый для нашего рынка продукт страхования – инвестиционное страхование жизни. За небольшой промежуток времени мы достигли впечатляющих результатов.
С начала года компания активно развивает цифровые каналы продаж, в портфеле появились решения, которые позволяют клиентам заключить договор страхования в режиме онлайн, а также отслеживать результаты своих инвестиций в личном кабинете», - говорит Кайрат Чегебаев, председатель правления Nomad Life.
«Халык-Life уже в апреле выпустила на рынок программу страхования жизни и на случай заболевания коронавирусной инфекцией Life-COVID-19, согласно которой осуществляется страховая выплата в случае диагностирования COVID-19 с последующей госпитализацией или смертью по причине этого заболевания. Стоимость такой программы составила от 5 тыс. тенге. Во-вторых, мы расширили сервис, запустив новую версию Личного Кабинета клиента, которая позволяет нашим клиентам оперативно в круглосуточном режиме из любой точки мира получать комплекс сервисных услуг: знакомиться с информацией по договорам страхования; оплачивать страховые взносы и отслеживать историю платежей; контролировать размер начисленных страховых дивидендов. Кроме того, впервые на рынке страхования жизни наша компания выпустила мобильное приложение», - делится председатель правления Халык-Life Жанар Жубаниязова.
«За счёт оптимизации существующих продуктов и запуска ряда новых, мы увеличили общую сумму страховых премий на 51,2% по сравнению с 2019 годом. Выплаты увеличились на 50,5%. В апреле мы запустили программу страхования от коронавируса Corona Protect. На данный момент страховку купили более 5 тыс. человек, что, как мы считаем, хороший показатель для нового продукта. Положительную динамику можно отметить и по другим программам. Например, по пенсионному аннуитету. В этом году мы увеличили собранные премии на 72%. Помимо этого, наблюдаем увеличившийся интерес к программам НСЖ. Это связано с тем, что после весенней девальвации казахстанцы начали интересоваться альтернативными способами защиты от обесценивания национальной валюты», - комментирует председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.
За счёт чего рост
Страховой сектор за считанные дни переформатировал собственную работу: были пересмотрены концепции развития и бизнес-планы. Компании по страхованию жизни сместили свои приоритеты в сторону продаж договоров добровольного страхования жизни, что способствовало росту данного направления в 2020 году. Кроме того, продажи посредством онлайн и доступная стоимость некоторых продуктов изменили отношение потребителей к ним. «Все чаще некоторые продукты страхования жизни включается крупными работодателями в социальный пакет для своих работников, что свидетельствует об постепенном изменении отношения людей к страхованию в целом», - отмечает глава Nomad Life.
На рынке наблюдается переток клиентов между КСЖ в основном из-за вхождения в ту или иную крупную промышленную финансовую группу, что усиливает конкуренцию, поэтому страховщики делают ставку на полисы, которые обеспечивают высокую доходность своим владельцам. «В последнее время на рынке страхования жизни набирают популярность новые продукты страхования жизни, такие как страхование жизни с индексацией к валюте, а также страхование жизни с участием страхователя в инвестициях, - подчеркивает председатель правления Халык-Life. - Эти страховые продукты, учитывая современные требования клиентов, обеспечивают владельцам страховых полисов более высокую доходность на вложенные средства».
Новые надежды
В 2020 году Агентство по регулированию и надзору за финансовым рынком совестно со страховщиками разрабатывало поправки, которые предусматривают налоговые стимулы по договорам накопительного страхования, а также изменения, позволяющие предложить казахстанцам услугу отложенного пенсионного аннуитета. «В связи с принятием всех предложений, мы ожидаем дальнейший рост и расширение присутствия нашей отрасли в экономике. Мы активно участвуем в данной работе и надеемся, что она даст свои плоды в виде дальнейшего развития рынка страхования жизни», - уверена глава KM Life.
Между рынком и регулятором согласована концепция развития страхового рынка. В настоящее время проходит согласование законопроекта, детальная проработка которого продолжится и в следующем году. «Предлагаемые изменения, в частности участие компаний по страхованию жизни в системе государственной образовательной накопительной системы, внедрение инструмента совместного пенсионного аннуитета, позволят развивать новые направления отрасли страхования жизни», - рассказывает Кайрат Чегебаев.
Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что следующий год пройдет под знаком борьбы с последствиями коронакризиса. «Одним из ключевых вызовов для страны станет рост бедности, так как значительная часть населения, особенно люди, занятые в частном секторе, понесла серьезные потери вовремя локдаунов и карантинов. Поэтому в следующем году мы намерены предложить рынку доступные, понятные и недорогие программы страхования жизни», - говорит Жанар Жубаниязова. Кроме того, Халык-Life сосредоточится на цифровизации и на продуктах накопительного страхования жизни с инвестиционной составляющей.
Freedom Finance Life планирует разрабатывать новые продукты и развивать действующие программы. «В первую очередь программы накопительного страхования жизни и пенсионный аннуитет. Это поможет казахстанцам защитить деньги от обесценивания и преумножить капитал, решать социальные проблемы», - подчеркнул Азамат Ердесов.