В 2021 году темпы роста сегмента life-страхования опередили рынок non-life в 2,5 раза. Этому способствовали законодательные изменения, которые коснулись накопительного страхования жизни. С начала 2021 года клиенты получили право на снижение налогооблагаемой базы для расчета ИПН. Также стал доступнее пенсионный аннуитет – ранее расчет стоимости зависел от минимальной пенсии (43,2 тыс. тенге), с 2021 года – прожиточного минимума (34,3 тыс. тенге).
«Внедрен отложенный пенсионный аннуитет, то есть у людей появилась возможность перевести свои накопления из ЕНПФ в компании по страхованию жизни с 45-летнего возраста», – отмечает предправления «Сентрас Коммеск Life» Гульжан Джаксымбетова.
Еще один фактор роста – полноценно заработал инвестпродукт unit linked. Тут нужно отметить следующее. Национальный банк РК не включает данные по договорам unit linked в итоговую графу. Но Kursiv Research включил их, поэтому итоговая сумма собранных премий превышает официальную на 12,1 млрд тенге – это сумма страховых премий по продукту unit linked. В 2021 году единственной компанией, которая предоставляла эту услугу, была Nomad Life. Собственно, с учетом контрактов unit linked ренкинг КСЖ возглавил Nomad Life, без учета этих премий пальму первенства захватил бы «Халык-Life».
Напомним, продукт unit linked сочетает в себе два вида финансовых услуг – инвестиции и страхование жизни. Страховая компания размещает полученные средства в выбранный клиентом инвестиционный портфель. Соотношение инвестирования такое, что 10% средств направляется в классическое накопительное страхование жизни с гарантированной ставкой, оставшиеся средства – в инвестпортфели.
В отрасли высокая продуктовая концентрация, а также выделяется несколько доминирующих компаний. Были проанализированы все направления, удельный вес которых превышает 5% от собранных в отрасли премий. По добровольному страхованию жизни было привлечено 177,6 млрд тенге (+82,0%) и по аннуитетному – 137,4 млрд тенге (+77,0%). В сумме эти две позиции занимают 80,3% от всех собранных премий в отрасли.
Другие популярные продукты: обязательное страхование работника от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей (до 42,3 млрд тенге; +6,4%) и добровольное страхование от несчастных случаев (до 20,6 млрд тенге; +61,2%).
Лидеры по жизни
Отрасль страхования жизни представлена девятью компаниями, и все они показали рост выручки. В тройку лидеров входят Nomad Life, «Халык-Life» и «Европейская страхования компания», которые привлекли 72,7% от всех премий.
С учетом страховых премий от продукта unit linked компания Nomad Life по итогам минувшего года заняла первую строчку. Ей удалось привлечь 128,5 млрд тенге, что на 78,3% больше уровня 2020 года. Основной вклад оказало добровольное страхование жизни, которое принесло компании 61,7 млрд тенге, прибавив за год 76,1% (удельный вес 48,0%).
«Рост в направлении «страхование жизни» связан с высоким спросом на продукт Zoloto Nomadov. В 2018 году мы первыми на рынке запустили валютную программу накопительного страхования жизни, и ежегодно идет отличный прирост сборов по данному продукту. В 2021 году мы запустили продукт Capital – это продукт накопительного страхования жизни с гибкими условиями взносов. Также в 2021 году мы работали над запуском возможности заключения наших продуктов оnline, сервис обеспечил хорошую динамику», – подчеркнули в компании.
Аннуитетное страхование выросло до 44,8 млрд тенге, прирост составил 67,7% (удельный вес 34,9%). «Основное увеличение сборов страховых премий по аннуитетному страхованию связано с увеличением объемов страховых премий по пенсионному аннуитету. Рост показателей связан со снижением порога достаточности пенсионных накоплений и порогового возраста для заключения договора пенсионного аннуитета», – отметили в Nomad Life. Unit linked – услуга №3 для компании, она принесла ей 2,1 млрд тенге.
Обязательное страхование работников от несчастных случаев показало снижение – до 9,3 млрд тенге (–7,4%). Как пояснили «Курсиву» в Nomad Life, в целом сегмент обязательного страхования работника от несчастных случаев практически не изменился, поскольку этот продукт относится к обязательному классу страхования, и все условия, предлагаемые конкурентами, идентичны. Но за последние три года на рынок РК вышли три новые КСЖ, которые активно привлекают клиентов, усиливая конкуренцию.
Вторая позиция – у компании «Халык Life», которая привлекла 124,8 млрд тенге, или на 87,6% больше, чем в 2020 году. Добровольное страхование жизни – ключевой продукт, он принес компании 59,4% от всех премий, или 74,2 млрд тенге. Прирост по этому направлению существенный – на 102,2%. Следующей по значимости услугой, удельный вес которой составил 30,9%, является аннуитетное страхование. Выручка по нему составила 38,5 млрд тенге (+110,5%).
«Европейская страховая компания» по итогам минувшего года пробилась в тройку лидеров в ренкинге КСЖ. Напомним, по результатам 2020 года она заняла пятую позицию. Компания нарастила выручку на 87,7%, собрав премий на 31,8 млрд тенге. Большая часть этой суммы была образована за счет добровольного страхования жизни, которое принесло компании 27,6 млрд тенге (+56,3%). Второе по важности направление – добровольное страхование от несчастных случаев, выручка по этому направлению составила 3,7 млрд (+42,1%).
Источник: https://kz.kursiv.media/2022-03-14/za-schet-chego-rastet-strahovaya-otrasl/
Фото из открытых источников