bs-preloader__icon
ru kz

Проникновение продуктов страхования жизни

В мире в среднем сборы страховщиков жизни в последние пять лет составляют 3,3–3,5% ВВП, в Казахстане в 2021 году, по данным S&P Global Ratings, уровень проникновения услуг страхования жизни достаточно низкий – менее 1%. Почему в нашей стране непопулярен этот вид страхования и каков потенциал рынка узнаем здесь.
Проникновение продуктов страхования жизни

Проникновение услуг понимается, как соотношение суммарного объёма продаж к ёмкости рыночного сегмента. В страховой отрасли – это доля страховых премий в ВВП. В Казахстане проникновение страхования в целом пока очень небольшое, что подкрепляется макроэкономическими показателями отрасли. Так, на первое декабря 2021 года доля активов страхового сектора в ВВП составила 2,29% (по отрасли «страхование жизни» – 0,97%); доля страховых премий в ВВП – 0,88% (по отрасли «страхование жизни» – 0,37%); отношение страховой премии на душу населения – 35 638 тенге (по отрасли «страхование жизни» – 14 915 тенге).

«Так что на лицо проблема недозастрахованности (underinsured), когда люди для снижения своих рисков в силу разных причин либо вообще не используют инструмент страхования, либо ограничиваются приобретением только обязательных полисов. Хотя с помощью страхования жизни человек способен решить как финансовые, так и социальные проблемы», - комментирует председатель правления КСЖ «Сентрас Коммеск Life» Гульжан Джаксымбетова.

В целом, страхованием жизни охвачено практически все трудоустроенное население Казахстана. На законодательном уровне каждый работодатель обязан застраховать своего работника от несчастных случаев. «Что касается добровольного страхования жизни, - то около 1,5 млн человек имеют полисы страхования жизни (включая пенсионные аннуитеты), это – не более 16% от всего трудоспособного населения. При этом важно учесть то, что большая часть из 1,5 млн человек – это клиенты программ страхования жизни и трудоспособности заёмщика, заключившие договоры страхования в рамках пакетных кредитных предложений БВУ, т.е. это вмененное страхование и учитывать не совсем правильно. Фактически, уровень проникновения добровольного страхования жизни очень низок. Доля отрасли страхования жизни в ВВП РК немногим более 0,5%», -констатирует председатель правления КСЖ «Nomad Life» Кайрат Чегебаев.

На сегодняшний день уровень проникновения страхования жизни в республике, если смотреть сначала развития рынка страхования жизни, которое началась примерно в конце 90-х годов, впечатляет, но в то же время пока еще недостаточный по сравнению с развитыми странами. Согласно данным от рейтинговых агентств 2021 году доля страховой премии-брутто в ВВП Казахстана составила около 0,2%, в то время как в странах Европы с развитой экономикой этот показатель составляет до 13%. «Это обусловлено рядом причин, основными из них являются: недоверие людей к страховым продуктам (зачастую договоры страхования жизни заключаются на долгосрочный период); низкий уровень доходов населения и неуверенность в финансовой стабильности в будущем; высокая инфляция; недостаточность развития рынка ценных бумаг и соответственно ограниченные инвестиционные возможности основных страховых продуктов накопительного страхования жизни; финансовая безграмотность, ограниченный перечень финансовых услуг и слабая информированность о программах страхования жизни и т.д.» -утверждает управляющий директор КСЖ «Халык-Life» Виталий Любимов.

Тем не менее, страхование жизни развивается, одним из важнейших показателей является объем собранных страховых премий. В прошлом году КСЖ Freedom Finance Life проводила социологический опрос среди казахстанцев в возрасте от 30 до 65 лет. Выяснилось, что 37% респондентов, оформлявших договоры страхования жизни, это люди в возрасте от 35 до 45 лет. 33% – старше 50 лет, а 20% – люди в возрастной категории до 35 лет. Реже всего страховкой интересовались казахстанцы в возрасте от 45 до 50 лет. Среди опрошенных 73% респондентов предпочитают накопительное страхование жизни (НСЖ). 27% отдают предпочтение рисковым продуктам: страхованию от COVID-19, критических заболеваний (рака и сердечно-сосудистых заболеваний), туристическому страхованию и страхованию от несчастных случаев. «В ходе опроса мы выяснили, что чаще всего казахстанцы заключают договоры накопительного страхования жизни с минимальным взносом до 1 тыс. долларов. Так ответили 83% респондентов. Программы со взносом до 10 тыс. долларов интересуют 10% опрошенных, а от 20 тыс. до 50 тыс. долларов – 7%», - делится глава КСЖ «Freedom Finance Life» Азамат Ердесов.

Потенциал рынка

В целом, по оценкам иностранных экспертов, доля Казахстана в общем мировом объеме страхования составляет меньше 1%, поэтому потенциал для проникновения очень большой. «Потенциал хороший, единственное наверное, что он будет продвигаться постепенно. Рынок страхования жизни сейчас получит свое дальнейшее развитие. Допустим, те же налоговые льготы по страхованию жизни, которые вступили в силу 2021 году поспособствует дальнейшему росту рынка. Ожидаемый выход на рынок новых продуктов как субсидирование накопительного страхования по продукту страхование жизни в пользу ребенка на образование, так называемый ГОНС, также даст свой толчок», - делится ожиданиями Виталий Любимов.

Проникновение страхования жизни во многом зависит от уровня реальных доходов населения. Кроме того, страхование жизни – это долгосрочный вид, ведь полис заключается на срок от 3 до 20 лет, поэтому вопрос доверия отрасли всегда будет актуален. «Страховщикам нужно работать в этом направлении: над репутацией, сервисом, продуктами, оперативно реагировать на изменения экономической ситуации, складывающейся в отрасли и характеризующейся уровнями спроса и предложения, - объясняет Гульжан Джаксымбетова. - В целом экспертный прогноз по страховому сектору позитивный, в последние несколько лет мы наблюдаем рост отрасли и прирост основных ключевых показателей. В целом, по мере роста доходов населения будет повышаться доля расходов на приобретение продуктов страхования жизни, что в итоге приведёт к увеличению объема страховых премий и их доли в ВВП».

Также на уровень проникновения услуг страхования жизни влияет наличие государственных программ и поддержки отрасли.

«Уровень проникновения зависит от уровня финансовой грамотности, финансовой дисциплины и наверное очень важно – стабильности законодательной базы, как известно договора страхования жизни в частности накопительного страхования жизни долгосрочны, заключаются на срок от 2 до 15 лет и ориентированы на формирование накоплений в средне- и долгосрочной перспективе, как правило, для финансирования крупных покупок, например, оплаты образования детей», - отмечает Кайрат Чегебаев.

Фото из открытых источников

Поделиться
читайте также
КСЖ остались в плюсе
КСЖ остались в плюсе

Компании показали положительную выручку в апр...

Страховщики жизни США продают полисы, не ущемляя прав LGBTQ+
Страховщики жизни США продают полисы, не ущемляя прав LGBTQ+

Как и любой другой страхователь, люди из сообщ...

Падение инвестиционного дохода стало причиной сокращения прибыли MetLife
Падение инвестиционного дохода стало причиной сокращения прибыли MetLife

В третьем квартале прибыль крупнейшего страхо...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку