bs-preloader__icon
ru kz en

В чем сложность социальной миссии казахстанских КСЖ?

Компаниям по страхованию жизни важно наладить взаимодействие с государственными базами данных для облегчения их социальной миссии в жизни страны – выплат социально уязвимым слоям населения. А именно заключившим договора по пенсионным аннуитетам и пострадавшим от несчастного случая на производстве, а также их семьям. Вопрос этот поднимается КСЖ на протяжении нескольких лет. И актуальность его будет расти с каждым годом, учитывая рост объемов соответствующих договоров.
В чем сложность социальной миссии казахстанских КСЖ?

Согласитесь, практически нереально или, по крайней мере, очень сложно обзвонить 10 тысяч клиентов каждый месяц, чтобы проверить, живы они на данный момент выплаты или нет. Между тем, компании по страхованию жизни в Казахстане вынуждены решать этот вопрос своими силами. И если данные подтвердить не получается, но выплаты происходят, то компании несут убытки. Если же выплаты приостановить до выяснения ситуации с клиентом, то это может неблагоприятно сказаться на качестве жизни многих тысяч семей в стране, зависящих от данных поступлений, что может привести к напряжению социальной обстановки в стране. А этого компании по страхованию жизни допускать тоже не хотят.

Проводить проверку этих и других данных КСЖ обязывает не только специфика деятельности, но и закон. К примеру, по обязательным видам страхования, в том числе страхование работников от несчастных случаев, которые должны заключать все предприятия-юридические лица, КСЖ, прежде чем осуществить выплаты, должны проверить, кто их собственник и запросить соответствующие подтверждающие документы.

Согласно Закону РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, еще до момента заключения договоров страхования с юрлицами, страховщики обязаны запрашивать у них сведения о бенефициарных собственниках  (учредители/акционеры). В том числе ФИО бенефициарного собственника/акционера,  данные документа, удостоверяющего  его личность, ИИН, а также документы, подтверждающие достоверность  предоставленных  сведений (устав, реестр участников/акционеров, ведение которого осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг и др.).

Но на сегодня получать такие сведения КСЖ затруднительно, так как в большинстве случаев клиенты-юридические лица ссылаются на защиту персональных данных своих учредителей/акционеров и отказываются предоставлять необходимую информацию, в том числе соответствующие документы. И страховым организациям в соответствии с требованиями вышеуказанного Закона приходится отказывать таким клиентам в заключении с ними договора страхования.

Между тем, в некоторых странах открывают доступ к реестрам бенефициарных собственников (содержащих полную и достоверную информацию) с предварительной онлайн-регистрацией. При этом доступ к этому реестру предоставляется всем лицам, которые демонстрируют интерес к таким данным, основанный на требованиях законодательства. В число таких стран входят: Великобритания. Франция, Италия, Норвегия, Ирландия, Аргентина, Бразилия и многие другие страны. 

Представители КСЖ постоянно направляют также запросы в госорганы (территориальные органы Управления труда,  Управление труда государственной инспекции труда и миграции, территориальные отделы медико-социальной экспертизы) по спорным вопросам обстоятельств наступления несчастного случая, обоснованности установления степени утраты профессиональной трудоспособности и т.д.   

Поэтому казахстанские страховщики, во избежание ситуаций с вынужденной приостановкой платежей или вынужденным отказом юрлицам в заключении договора, предлагают государству открыть им доступ к базам данных (госорганов, правительства для граждан, платформы Egov), но только к данным тех клиентов, с которыми у них заключены официальные договора и последние дали согласие на проверку их данных.

Государство, на самом деле, заинтересовано в решении данной задачи ввиду социальной значимости массовых продуктов страхования жизни (пенсионные аннуитеты, аннуитеты по возмещению утраченного заработка в результате несчастного случая на производстве).

«К примеру, по пенсионным аннуитетам у нас есть обязательство: страховая компания платит, пока гражданин жив. А отслеживать, жив он или нет, мы не можем. Мы пытаемся обязать страхователей, чтобы они нам сами сообщали. Но они в этом не всегда заинтересованы: бывает так, что человек уже скончался, а выплаты продолжаются уже полгода. Потом только узнаем, что, оказывается, человек не жив. И эти деньги уже потом вернуть сложно. Бывает, они на счете зависают, или же этими деньгами неправомерно пользуются родственники», - рассказывает Аскар Шакенов, заместитель председателя правления АО «КСЖ «Номад Life».

По договорам пенсионных аннуитетов КСЖ ежемесячно важно проверять: текущие паспортные данные (номер, дата, вид документа, пол, дата рождения), жив ли клиент, получить официальное подтверждение, также есть ли у физлица ИП и каковы его текущие регистрационные данные.

О том, насколько большие объемы КСЖ приходится постоянно проверять, можно судить по следующим цифрам. К примеру, только у АО «КСЖ «Номад Life», по словам Аскара Шакенова, заключено 20 тысяч договоров по обязательным видам страхования, соответственно, объемы всего рынка в несколько раз больше.  Объемы выплат компаний по страхованию жизни тоже немалые, к примеру, по последним данным г-на Шакенова, его компания выплатила за 11 месяцев этого года более 1,3 млрд тенге. И еще более 1,2 млрд тенге выплачено за этот же период по договорам страхования от несчастных случаев на производстве - инвалидам и семьям погибших работников, в которых растут несовершеннолетние дети.

Объемы выплат социальной направленности по всему рынку еще более существенны. Так, общая сумма выплат на 1 декабря 2018 года по договорам по пенсионным аннуитетам, согласно статданным Нацбанка, превышает 5 млрд тенге.

По договорам аннуитета, заключенным в соответствии с Законом РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», сумма выплат компаний по страхованию жизни на 1 декабря 2018 года составила почти 2,9 млрд тенге, сообщается на сайте Нацбанка РК в разделе «Статистика».

В связи с этим, а также с социальной значимостью данных договоров и выплат, казахстанские КСЖ предлагают предусмотреть возможность получения ими из электронных баз данных органов юстиции и иных госорганов информации о нахождении в живых/дате смерти физлиц, информации о гражданах, выехавших в ближнее зарубежье. Также для качественного выполнения ими своей социальной миссии КСЖ необходимо получить доступ к реестру бенефициарных собственников юридических лиц, иметь возможность получения по запросу справки о размере социальной выплаты из ГФСС.  По гражданам, заключившим договора аннуитета, но находящимся за границей, страховщикам также нужно каждый раз, ежемесячно, в соответствии с законом, уточнять, живы они нет, дистанционно. Хотя эту информацию, возможно, также могли бы предоставить соответствующие госорганы.

В целях сокращения сроков рассмотрения документов, необходимых для принятия решения об осуществлении страховой выплаты или об отказе (при наступлении страхового случая), необходимо рассмотреть возможность предоставления электронным способом страховым организациям в отрасли «страхование жизни» сведений о приостановлении  пособий  по инвалидности, по утрате трудоспособности,  по потере кормильца.

Также представители казахстанских КСЖ просят наши уполномоченные органы рассмотреть возможность интеграции реестра предприятий с госучастием с Единой страховой базой данных (ЕСБД) или базами страховых организаций.

Доступ к регистрационным данным позволит страховым компаниям существенно оптимизировать время на ввод этой информации в свои учетные системы и не требовать от клиентов предоставления копий документов и заполнения необходимых сведений как по клиенту юридическому лицу, так и по бенефициарному собственнику клиента. В этом случае информация бы интегрировалась в формат, требующий подтверждения данных, а не их полного заполнения.

По мнению отечественных страховщиков жизни, интеграция реестра предприятий с госучастием с ЕСБД или базами страховых организаций позволит упростить и ускорить процесс обмена данными. А это скажется на улучшении качества обслуживания клиентов, приведет к более оперативным выплатам, сведет к минимуму вероятность мошенничества при предоставлении документов и положительно скажется на уровне андеррайтинга за счет предоставления актуальной и достоверной информации из государственных баз данных.

А пока этот вопрос не решен, возможность заключения тех же онлайн-договоров страхования с 2019 года будет пока лишь у компаний по общему страхованию посредством взаимодействия с ЕСБД. У компаний же по страхованию жизни пока есть только вариант дистанционного заключения договоров страхования с помощью электронной цифровой подписи.

 

Справка

В соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК «Об утверждении Правил предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат, государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий из уполномоченной организации» №233 от 14 апреля 2015г.,

отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа приостанавливает выплату пенсий и пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления сведений:

1) об отсутствии расходных операций три и более месяцев по банковскому счету получателя, представляемых уполномоченной организацией по выдаче пенсий и пособий;

2) об истечении срока действия документа, удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства, оралмана, в том числе из информационных систем;

3) о выявлении факта без вести пропавших лиц, находящихся в розыске, в том числе из информационных систем;

4) о выявлении фактов лишения родительских прав и прав опекуна (попечителей об освобожденных и отстраненных опекунах (попечителях), смены опекуна (попечителя), в том числе в случаях выбытия опекаемого из одного медико-социального учреждения в другое, до назначения нового опекуна (попечителя), в том числе из информационных систем;

5) о выявлении факта выезда получателей пенсий и пособий на постоянное местожительства за пределы Республики Казахстан, в том числе из информационных систем;

6) о выявлении факта перечисления обязательных пенсионных взносов (обязательных профессиональных пенсионных взносов) на индивидуальные пенсионные счета лиц, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими, или поступления информации, подтверждающей факт нахождения гражданина в живых, в том числе из информационных систем;

7) о выявлении факта трудоустройства лиц, занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, в том числе из информационных систем;

8) об отчислении получателя государственного социального пособия по случаю потери кормильца старше восемнадцати лет из учебного заведения или о переводе его на заочную форму обучения, в том числе из информационных систем;

9) о выявлении факта утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан до получения вида на жительство иностранца, в том числе из информационных систем.

Фото:www.easytalk.pt, BIN.ua

Поделиться
читайте также
Страховщики жизни намерены лоббировать интересы своих клиентов
Страховщики жизни намерены лоббировать интересы своих клиентов

Долгое время государство не проявляло интерес...

Как работает накопительное страхование
Как работает накопительное страхование

Накопительное страхование жизни (НСЖ) – страх...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку