bs-preloader__icon
ru kz

Как изменилось туристическое страхование после пандемии

В ходе исследования специалисты КСЖ Freedom Life выяснили, за что и как часто платят страховщики по медицинскому страхованию туристов (МСТ) в мире. В фокусе оказались реальные кейсы выплат, крупные события последних лет и поведение путешественников.
Как изменилось туристическое страхование после пандемии

За последние три года туризм стремительно восстановился после пандемии Covid-19. Но вместе с ростом поездок увеличивается и число страховых случаев: от ураганов и жары до массовых задержек рейсов. В результате — рекордные суммы выплат и новые продуктовые тренды.

Глобальный рынок: цифры и прогнозы

В 2025 году в мире доля путешественников, приобретающих страховое покрытие, выросла до 76% по сравнению с 24% в 2024 году. По данным исследования Mordor Intelligence, объем рынка страхования путешествий до конца 2025 года составит 25,98 млрд долларов США, а к 2030 году, по прогнозам, достигнет 50,77 млрд долларов, что будет подкреплено среднегодовым темпом роста (CAGR) в 14,34%. Увеличение частоты поездок, обязательные правила визового покрытия и инновации продуктов превратили страхование из необязательного дополнения в повседневную часть планирования поездки.

Европа остается крупнейшим рынком: в 2024 году на нее пришлось 39% мировой выручки от туристического страхования.

Азиатско-Тихоокеанский регион — самый быстрорастущий рынок. В 2025 году на него пришлось 36,6% всех бронирований путешествий в мире, что даже больше, чем у Европы (31,8%). Здесь прогнозируется самый высокий рост — около 17% в год до 2030 года. Спрос формируют более длительные поездки (в среднем 17–18 дней), что требует расширенных полисов. В Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии страховку чаще всего покупают онлайн, через мобильные приложения. В Индии действует государственная программа «Страхование для всех к 2047 году», которая помогает развивать цифровое микрострахование. А Япония и Южная Корея предлагают премиальные продукты — например, медицинский консьерж-сервис.


Развитие рынка travel-страхования в Казахстане

По данным Национального банка РК на 1 августа 2025 года, рынок демонстрирует устойчивый рост как по страховым премиям, так и по выплатам. Так объем премий по обязательному страхованию туристов составил 5,4 млрд тг., что на 27,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (4,3 млрд тг). В добровольном сегменте объем премий достиг 2,69 млрд тг. (+12,5% к 2,3 млрд тг. годом ранее). Выплаты также растут опережающими темпами: в 2025 году по обязательному страхованию — 3 млрд тг. (+158,1% к 1,1 млрд тг.), по добровольному страхованию выезжающих за рубеж — 409,2 млн тг. (+11,3% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года). В целом это свидетельствует о том, что застрахованных поездок становится больше, а выплаты по полисам — и по частоте, и по среднему чеку — растут, прежде всего в период курортного сезона. При этом доля онлайн-оформлений постепенно увеличивается, а также сохраняется высокая зависимость продаж от офлайн-каналов (турагентства).

При пакетных турах полис, как правило, включен в стоимость. При самостоятельных поездках страховку нужно оформлять отдельно — на рынке доступны программы МСТ с выбором срока и лимита покрытия. Например, программа Freedom Sayakhat доступна онлайн: страховая сумма от 10 до 100 тыс. евро, а покрытие включает экстренную медицинскую помощь, госпитализацию и лечение за рубежом, неотложную стоматологию, медицинскую эвакуацию и репатриацию, а при необходимости — расходы на сопровождение.

Реальные кейсы глобальных выплат по страхованию туристов (2023–2025)

Чтобы наглядно показать масштаб работы туристического страхования, рассказываем о крупнейших событиях 2023–2025 годов, по которым осуществлялись выплаты путешественникам — за задержку/отмену рейсов, эвакуацию и экстренную медицинскую помощь.

Пожары на Родосе, Греция (июль 2023). Крупнейшая эвакуация при природном пожаре в истории страны — около 19 тыс. человек, многие из них туристы. Страховщики покрывали переносы/отмены полетов, альтернативное размещение и медпомощь при ожогах.

Тайфун Doksuri и многотысячные иски в Китае (июль–август 2023). Ливни и наводнения парализовали Пекин и северные провинции. Страховщики получили десятки тысяч заявлений о страховых случаях, а совокупные убытки по рынку оценивались вплоть до 1 млрд долларов. Путешественники требовали компенсацию за отмены/задержки авиарейсов и за экстренную медицинскую помощь. Из-за большого количества заявок китайские страховщики напоминали о необходимости звонка на ассистанский номер перед самостоятельной оплатой услуг.

Землетрясение на полуострове Ното, Япония (1 января 2024). Общая сумма страховых выплат в 2024 - 2025 году превысила 74,4 млрд иен (позднее — 104,8 млрд иен). Для иностранцев и внутреннего туризма это — классические travel-заявления: отмены, перебронирование ж/д/авиа и медрасходы.

Наводнение в ОАЭ (апрель 2024). Рекордные ливни парализовали дороги и аэропорт Дубая. По оценке Guy Carpenter, объем застрахованных убытков составил 2,9–3,4 млрд долларов. Локальные источники подтверждали «миллиардные» выплаты и сотни тысяч пострадавших. Для туристов — типичные кейсы: отмены/переносы рейсов, дополнительные ночевки, багаж, а в медчасти — травмы при эвакуации.

Извержение вулкана Руанг, Индонезия (апрель–май 2024). Многократные извержения закрывали международный аэропорт Манадо и вызвали масштабные эвакуации. Для застрахованных путешественников это — классический кейс компенсаций за отмененные рейсы и допрасходы, а также покрытие медицинских расходов при травмах.

Наводнения на юге Бразилии (апрель–май 2024). В результате дождей затоплено несколько городов и закрыт аэропорт Порту-Алегри, десятки тысяч людей были эвакуированы. По данным гуманитарных и новостных сводок, ущерб оценивался в миллиарды долларов, а страховщики фиксировали рекордные потоки заявлений — у туристов срабатывали отмены/задержки рейсов и допрасходы на проживание.

Циклон Remal, Индия/Бангладеш (май 2024). Аэропорт Калькутты полностью приостановил работу на 21 час, было отменено почти 400 рейсов — десятки тысяч путешественников застряли в пути. Индийские полисы travel-страхования стандартно покрывали задержки/отмены рейсов и связанные дополнительные расходы. В отдельных страховых продуктах лимиты доходили до 200 тыс. рупий (7,9 тыс. долларов) на человека (питание, проживание, трансферы, экстренная медицинская помощь и т. п.).

Экстремальная жара во время хаджа, Саудовская Аравия (июнь 2024). В период паломничества температура поднималась до 51,8 °C, было зафиксировано свыше 1 300 смертей. Только 16 июня было зарегистрировано более 2 700 случаев теплового удара. Для паломников действовала обязательная медицинская страховка хаджа/умры (лечебные расходы, госпитализация и др.), что упростило оплату экстренной помощи.

Ураган Beryl, Карибы/США (июль 2024). Атлантический ураган ударил по Гренаде, Ямайке и Техасу. По оценке Moody’s RMS, страховые убытки в США составили 2,5–4,5 млрд долларов. Это привело к росту обращений по поводу отмены поездок, перебронирования и экстренной медпомощи (средний чек по рынку travel-выплат по данному случаю составил порядка 2 609 долларов).

Извержение вулкана Этны на о. Сицилия в Италии (2024–2025). Из-за выпадения вулканического пепла аэропорт Катании периодически закрывался, что срывало расписание рейсов.По туристским полисам компенсировались задержки и отмены рейсов, перебронирование и проживание — при условии, что полис был оформлен до наступления события и до публикации официальных предупреждений.

Фото из открытых источников

Поделиться
читайте также
Freedom Life отмечает день рождения бренда
Freedom Life отмечает день рождения бренда

Четыре года команда успешно трудится и создае...

В Гонконге облегчают онлайн-покупку полисов КСЖ
В Гонконге облегчают онлайн-покупку полисов КСЖ

Управление по страхованию (IA) Гонконга опублик...

Когда надо начинать копить на пенсию?
Когда надо начинать копить на пенсию?

Как правило, молодым людям кажется, что пенсия ...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку