В каждой стране развитие рынка страхования проходит по-разному. Но все же есть основные общие факторы, которые определили тенденцию перехода страхового рынка в онлайн.
Мировой экономический кризис 2008-2013 года отмечен глобальной инфляцией, банкротством многих крупных компаний и массовой безработицей. Компаниям, оставшимся на плаву, требовалась модернизация привычного офлайн сервиса, создание новых, более удобных продуктов для потребителей. Именно в это время крупные страховые компании США, Великобритании, Германии начали активно разрабатывать и внедрять новые продукты онлайн страхования, делая акцент на развитие добровольного личного страхования и страхования жизни.
Проникновение цифровизации по сему миру в 2017-2019 годах. Именно в это время большинство европейских стран, Япония, Китай, Россия, Казахстан и другие развитые государства стали активно запускать программы онлайн страхования, например, оформление электронных полисов обязательного автострахования гражданско-правовой ответственности владельцев ТС, медицинское страхование туристов, выезжающих за рубеж и страхование от несчастных случаев.
Пандемия COVID-19 в 2020 – 2021 году стала мощнейшим драйвером развития цифровизации во всем мире, в том числе и в Казахстане. Из-за жесткого карантина и массовой изоляции людям были необходимы новые продукты страхования и сервис, благодаря которому они могут застраховать свое здоровье и жизнь, не выходя из дома. Наиболее актуальной онлайн программой стало страхование от коронавируса.
Российско-Украинский конфликт 2022 года. Девальвация и инфляция, произошедшие в марте текущего года из-за военных событий в соседних государствах, побудили людей обратить внимание на программы накопительного страхования жизни с индексацией к курсу доллара США для сохранности и приумножения капитала.
Как развивается онлайн страхование в Казахстане и мире
США
Считается самым крупным страховым рынком, на который приходится более трети общемировых страховых премий. Штаты одни из первых начали цифровизацию данной сферы. Самыми востребованными страховыми программами у американцев считаются страхование от несчастных случаев во время стихийных бедствий и медицинское страхование работников.
Китай
За последние 20 лет страховые доходы китайской страховой отрасли в основном зависят от личного страхования и страхования жизни – 41,7% и 30,6% соответственно от общего объема премий в стране. По данным компании Swiss Re предполагается, что Китай, второй по величине страховой рынок в мире, в середине 2030-х годов обгонит США. Здесь первые онлайн программы страхования запустились в 2017 году. Преимущественно это было автострахование и рисковые программы от несчастных случаев и критических заболеваний.
Япония
Наравне с китайским, страховой рынок Японии является одним из крупнейших в мире. Самые востребованные среди японцев продукты накопительного страхования жизни. Договор по таким программам они чаще всего заключают для таких целей, как: лечение, ритуальные услуги, несчастный случай, жизнь после выхода на пенсию и другие. Также в Японии пользуются большим спросом программы страхования от тайфунов, цунами, землетрясений и других стихийных бедствий. Цифровизация появилась в стране в период пандемии COVID-19 в 2020 году, и практически за год охватила больше половины японского рынка страхования. Одним из первых продуктов онлайн страхования в этой стране стал – электронный полис от коронавируса.
Европа
Первые электронные продукты страхования появились еще в начале 2000-х. Однако, из-за того, что население не имело тогда таких интернет-технологий, как сейчас, не пользовались успехом. На сегодняшний день большинство европейских государств уже внедрило в повседневную жизнь онлайн страхование, в основном, накопительное страхование жизни, медицинское страхование и программы для пенсионеров.
Россия
С октября 2015 года у российских автовладельцев впервые появилась возможность покупать электронные полисы обязательного автострахования. С этого момента в стране началась цифровизация рынка страхования. С 2017 года компании по страхованию жизни стали адаптировать и свои программы страхования под онлайн формат, например, такие как: страхование туристов, выезжающих за рубеж и страхование от несчастных случаев. В основном это были рисковые продукты. На сегодняшний день, основным трендом страхования на российском рынке стало накопительное и инвестиционное страхование жизни.
Казахстан
Цифровизация казахстанского рынка страхования началась в 2019 году. С появлением пандемии в стране и карантинными мерами в марте 2020 года КСЖ начали активно разрабатывать и внедрять программы в абсолютно новом формате. На сегодняшний день в Казахстане действуют уже такие онлайн программы, как страхование от критических заболеваний, от коронавируса, от несчастных случаев, добровольное страхование туристов, выезжающих за рубеж и накопительное страхование жизни с высокой годовой ставкой вознаграждения в долларах США.
Фото из открытых источников