Наиболее известными среди казахстанцев - товарный кредит (67,6%) и банковский депозит (60,4%), что говорит о высокой осведомленности опрошенных о данных финансовых продуктах.
Банковский депозит является продуктом, который респонденты чаще всего оформляли за последние два года – 38,2%, в 2022 году на момент опроса им пользовалось 35,6% опрошенных. Для сравнения товарным кредитом за последние два года пользовались 36,9% респондентов, а в 2022 году 23% опрошенных.
Помимо данных услуг, респонденты чаще всего пользовались за последние два года жилищным кредитом или ипотекой (39,1%), Интернет- и мобильным банкингом (38,8%), пенсионным аннуитетом (38,7%).
Кстати, здесь можно выбрать кредит, а здесь депозит, который будет соответствовать вашим ожиданиям.
При выборе финансовых услуг чаще всего казахстанцы рассматривают несколько вариантов в разных финансовых организациях (43,3%). Возрастная специфика участников опроса продемонстрировала, что чем моложе возраст респондента, тем шире они анализируют рынок услуг в поиске наиболее подходящих вариантов: 18-29 лет – 43,2%; 30-49 лет – 44,3%. Для сравнения респонденты от 50 до 63 лет – 41,6%, старше 63 лет – 40,5%. В гендерном аспекте выявилось, что женщины (44%) проявляют больше интереса к поиску услуг, нежели мужчины (42,6%).
Одним из важных показателей финансовой грамотности является порядок подписания официальных документов в финансовых организациях. Преимущественная доля населения (2022 г. – 45,2%, 2021 г. – 44,9%) утверждает, что при подписании договора с финансовой организацией проявляет внимательность, прочитав и прояснив все условия. Низкий уровень знаний в подписании официальных документов проявили респонденты Карагандинской (30%) и Павлодарской (27,3%) областей, высокий – Актюбинской (50%), Алматинской (48%), Кызылординской (48%), Северо-Казахстанской (48%) и Западно-Казахстанской (48%) областей.
Информированность о финансовой системе
Треть опрошенных рассматривают финансовые организации в качестве достижения своих целей (32,5%), свободно ориентируются в финансовых услугах (31,2%) и хорошо знают, какие финансовые организации функционируют в Казахстане (30,4%).
При этом женщины больше склонны не доверять (4,8%) и сомневаться в надежности финансовой системы (5,3%), нежели мужчины (3,6% и 3,8% соответственно).
В целом, население осведомлено о том, в какие органы следует обращаться при выявлении нарушений прав со стороны финансовых организаций. Результаты опроса позволяют констатировать о развитии как государственного, так и негосударственного сектора. Среди них, по оценке респондентов, превалирует ответственность за правонарушения у Департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (29,5%), адвокатов и юристов (29,1%), также НПО (25,3%).
Каждый пятый респондент (19,6%) решил свой вопрос с финансовой организацией. Каждый шестой (17,7%) обращался к юристу/адвокату, и каждый седьмой (14,9%) – в уполномоченный орган по развитию и регулированию финансового рынка. Около 10% прибегали к судебным методам урегулирования.
Финансовое мошенничество
Наиболее распространенными видами финансового мошенничества являются телефонное (34,2%) и интернет-мошенничество (32,7%). Как показал опрос, среди респондентов более половины встречались с финансовым мошенничеством – 55,8%. Чаще всего это телефонное мошенничество – «вишинг» (34,2%) и интернет-мошенничество – «фишинг» (32,7%). 21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, и 11,5% – сталкивались с аферами с платежными картами.
При этом самыми распространенными способами связи мошенников с гражданами являются звонок на мобильный или городской телефон (51,5%), также сообщения в соцсетях и мессенджерах (33,4%). В 56% случаях удается распознать, но все же остальные 44% респондентов не смогли своевременно выявить правонарушение.
Поддаться на уловки мошенников чаще всего рискует старшее поколение, так как 50,7% опрошенных пенсионного возраста (63+) не распознали мошенничество. Как выяснилось, мошенники больше пользуются доверием женщин (45,3%), нежели мужчин (42,6%).
В региональном разрезе высокие показатели по варианту ответа «Нет, не удалось распознать» в городах: Алматы и Шымкент (по 49,3%), Восточно-Казахстанской области (48,7%) и Астане (48%). Данные показатели могут говорить о высоких рисках развития профессионального экономического мошенничества, в первую очередь, в больших мегаполисах.
Уровень осведомленности граждан о том, что делать в случаях, когда столкнулись с мошенничеством, довольно высокий: респонденты чаще всего ищут информацию в интернете (37,9%) или обрывают дальнейшую связь с правонарушителем (29,8%). При этом низкий уровень обращения к правоохранительным органам за помощью (3,1%) несет за собой риски безнаказанности и отсутствия возможности разоблачения преступников.
При этом пенсионеры чаще всех частично передавали информацию преступникам (6,3%) и никогда не уточняли информацию у организации, от которой звонил преступник (0%).
Гендерная специфика ответов на данный вопрос показывает, что женщины более подвержены к обману со стороны мошенников: 9,2% частично передавали нужную им информацию, для сравнения у мужчин данный показатель равен 2,9%.
Вследствие широкой распространенности деятельности финансовых мошенников, более половины респондентов утверждают, что никаких последствий не потерпели, так как не взаимодействовали с ними (57,2%), при этом наиболее ощутимым оказалось психологическое давление (34,4%).
Фото из открытых источников