bs-preloader__icon
ru kz

В АРРФР замерили финансовую грамотность казахстанцев

Пресс-служба Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликовала опрос населения страны. В агентстве изучили уровень осведомленности граждан финансовыми продуктами и услугами, также их распространенность и используемость среди потребителей.
В АРРФР замерили финансовую грамотность казахстанцев

Наиболее известными среди казахстанцев - товарный кредит (67,6%) и банковский депозит (60,4%), что говорит о высокой осведомленности опрошенных о данных финансовых продуктах.

Банковский депозит является продуктом, который респонденты чаще всего оформляли за последние два года – 38,2%,  в 2022 году на момент опроса им пользовалось 35,6% опрошенных. Для сравнения товарным кредитом за последние два года пользовались 36,9% респондентов, а в 2022 году 23% опрошенных.

Помимо данных услуг, респонденты чаще всего пользовались за последние два года жилищным кредитом или ипотекой (39,1%), Интернет- и мобильным банкингом (38,8%), пенсионным аннуитетом (38,7%).

Кстати, здесь можно выбрать кредит, а здесь депозит, который будет соответствовать вашим ожиданиям.

При выборе финансовых услуг чаще всего казахстанцы рассматривают несколько вариантов в разных финансовых организациях (43,3%). Возрастная специфика участников опроса продемонстрировала, что чем моложе возраст респондента, тем шире они анализируют рынок услуг в поиске наиболее подходящих вариантов: 18-29 лет – 43,2%; 30-49 лет – 44,3%. Для сравнения респонденты от 50 до 63 лет – 41,6%, старше 63 лет – 40,5%. В гендерном аспекте выявилось, что женщины (44%) проявляют больше интереса к поиску услуг, нежели мужчины (42,6%).

Одним из важных показателей финансовой грамотности является порядок подписания официальных документов в финансовых организациях. Преимущественная доля населения (2022 г. – 45,2%, 2021 г. – 44,9%) утверждает, что при подписании договора с финансовой организацией проявляет внимательность, прочитав и прояснив все условия. Низкий уровень знаний в подписании официальных документов проявили респонденты Карагандинской (30%) и Павлодарской (27,3%) областей, высокий – Актюбинской (50%), Алматинской (48%), Кызылординской (48%), Северо-Казахстанской (48%) и Западно-Казахстанской (48%) областей.

Информированность о финансовой системе

Треть опрошенных рассматривают финансовые организации в качестве достижения своих целей (32,5%), свободно ориентируются в финансовых услугах (31,2%) и хорошо знают, какие финансовые организации функционируют в Казахстане (30,4%).

При этом женщины больше склонны не доверять (4,8%) и сомневаться в надежности финансовой системы (5,3%), нежели мужчины (3,6% и 3,8% соответственно).

В целом, население осведомлено о том, в какие органы следует обращаться при выявлении нарушений прав со стороны финансовых организаций. Результаты опроса позволяют констатировать о развитии как государственного, так и негосударственного сектора. Среди них, по оценке респондентов, превалирует ответственность за правонарушения у Департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (29,5%), адвокатов и юристов (29,1%), также НПО (25,3%).

Каждый пятый респондент (19,6%) решил свой вопрос с финансовой организацией. Каждый шестой (17,7%) обращался к юристу/адвокату, и каждый седьмой (14,9%) – в уполномоченный орган по развитию и регулированию финансового рынка. Около 10% прибегали к судебным методам урегулирования.

Финансовое мошенничество

Наиболее распространенными видами финансового мошенничества являются телефонное (34,2%) и интернет-мошенничество (32,7%). Как показал опрос, среди респондентов более половины встречались с финансовым мошенничеством – 55,8%. Чаще всего это телефонное мошенничество – «вишинг»  (34,2%) и интернет-мошенничество – «фишинг»  (32,7%).  21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, и 11,5% – сталкивались с аферами с платежными картами.

При этом самыми распространенными способами связи мошенников с гражданами являются звонок на мобильный или городской телефон (51,5%), также сообщения в соцсетях и мессенджерах (33,4%). В 56% случаях удается распознать, но все же остальные 44% респондентов не смогли своевременно выявить правонарушение.

Поддаться на уловки мошенников чаще всего рискует старшее поколение, так как 50,7% опрошенных пенсионного возраста (63+) не распознали мошенничество. Как выяснилось, мошенники больше пользуются доверием женщин (45,3%), нежели мужчин (42,6%).

В региональном разрезе высокие показатели по варианту ответа «Нет, не удалось распознать» в городах: Алматы и Шымкент (по 49,3%), Восточно-Казахстанской   области  (48,7%) и Астане (48%). Данные показатели могут говорить о высоких рисках развития профессионального экономического мошенничества, в первую очередь, в больших мегаполисах.

Уровень осведомленности граждан о том, что делать в случаях, когда столкнулись с мошенничеством, довольно высокий: респонденты чаще всего ищут информацию в интернете (37,9%) или обрывают дальнейшую связь с правонарушителем (29,8%). При этом низкий уровень обращения к правоохранительным органам за помощью (3,1%) несет за собой риски безнаказанности и отсутствия возможности разоблачения преступников.

При этом пенсионеры чаще всех частично передавали информацию преступникам (6,3%) и никогда не уточняли информацию у организации, от которой звонил преступник (0%).

Гендерная специфика ответов на данный вопрос показывает, что женщины более подвержены к обману со стороны мошенников: 9,2% частично передавали нужную им  информацию, для сравнения у мужчин данный показатель равен 2,9%.

Вследствие широкой распространенности деятельности финансовых мошенников, более половины респондентов утверждают, что никаких последствий не потерпели, так как не взаимодействовали с ними (57,2%), при этом наиболее ощутимым оказалось психологическое давление (34,4%).

Фото из открытых источников

Поделиться
читайте также
Названы разумные способы инвестиций
Названы разумные способы инвестиций

Если говорить честно, на свободные деньги част...

КСЖ «Евразия» ввела еще один цифровой сервис
КСЖ «Евразия» ввела еще один цифровой сервис

Пресс-служба КСЖ «Евразия» сообщила, что в ком...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку