bs-preloader__icon
ru kz en

What changed in the Pension law and how it would change the life of Kazakhstanis?

In order to ensure sustainable development of the Kazakhstani economy, a law on the economic adjustment was adopted in early 2021. Significant changes have been made in pension provision, in particular, regarding the conclusion of retirement annuity agreements.
What changed in the Pension law and how it would change the life of Kazakhstanis?

Age of potential clients for concluding a retirement annuity agreement and amount of savings sufficient for such agreement conclusion were reduced.

What changed?

As of mid-January 2021, Kazakhstanis who have reached the age of 45 have the opportunity to conclude a deferred retirement annuity agreement with life insurance companies. Retirement annuity is an agreement with insurance company that allows a citizen to start receiving pension earlier than the due date, provided that he has a sufficient amount of savings in the UAPF.

“The main condition is the availability of a sufficient amount of pension savings in the UAPF, which will ensure annuity payments in the amount of at least 70% of the subsistence minimum. People with mandatory professional pension contributions for 60 months in total have access to concluding a deferred retirement annuity agreement from the age of 40,” explained Gulmira Ubegaliyeva, the Board Chairman of JSC LIC Eurasia.

The amount of sufficiency for concluding a retirement annuity in 2021 has dropped due to the change in the size of the minimum monthly payment under retirement annuity agreements. The monthly payment used to be to be at least the size of the minimum pension. Now, the amount of sufficiency for men aged 45 is 6,172,907 tenge, for women - 7,725,673 tenge.

“There is a great positive sign of early women’s retirement. In this case, the joint annuity will combine the savings of both spouses and distribute their income evenly. Also, after one of the spouses passing, the second will continue to receive pension payments according to the agreement,” said Azamat Yerdessov, the Board Chairman of LIC Freedom Finance Life.

For the category of people who have reached 40 years of age, for whom the employer has paid mandatory professional pension contributions for at least 60 calendar months in total and who have a sufficient amount of savings in the UAPF, the amount of sufficiency for men is 6,973,861 tenge, for women - 8,632,647 tenge.

“The client actually documents the income received in the UAPF when concluding a retirement annuity agreement, and then after the start of the payment period, such payments will be indexed by 5% annually. Besides, after the retirement annuity agreement conclusion, the client can use the entire balance of savings in the UAPF to improve housing conditions, pay for medical treatment or transfer the funds to trust,” explained Zhanar Zhubaniyazova, the Chairman of the Board of JSC Halyk-Life.

The introduction of joint annuities is planned in the near future. A joint retirement annuity involves the participation of married couples or close relatives in the agreement. The product allows combine the savings of spouses/close relatives, if one spouse/close relative does not have enough pension savings to buy annuity from insurance company, and the second has a surplus.

How did these changes modernize the Kazakhstani pension system?

“People are given the opportunity to diversify their financial risks, since they have two sources of pension payments: the payments under the retirement annuity agreement, as well as pension payments from the UAPF, as after the retirement annuity agreement conclusion, the client continues to work and make contributions to the UAPF until reaching retirement age,” says Zhanar Zhubaniyazova.

The citizens are also given the opportunity to manage their own pension savings; in particular, through the choice of a management company, and by deciding which source they want to receive pension payments from, the UAPF or a life insurance company.

“This initiative is the next step to the financial market intensive development. Besides, in parallel with the pension assets market, the securities market is stepping up as well, - explained Kairat Chegebayev, the Board Chairman of JSC LIC Nomad Life. - In general, the changes in the pension system are significant: I can now assess the availability of a retirement annuity as a positive factor, however, the impact of using lump-sum pension payments for housing condition improvement or medical treatment on the system will be hard to evaluate.”

The criterion for sufficiency of funds for a lifetime pension should be a guarantee of ensuring lifetime payments, indexed by the size of inflation. A deferred retirement annuity is that guarantee. It means that a depositor will have the right to conclude a deferred retirement annuity agreement with a life insurance company at any age with sufficient pension savings, thereby gaining access to participation in investing savings.

“What would be the point of this for the pension system of Kazakhstan? It stimulates the creation of a competitive environment and entry into the domestic market for institutional investors represented by pension asset management and life insurance companies, and creates healthy competition for the investment activity efficiency,” Kairat Chegebayev emphasized.

These changes can also be characterized as a transition to the state guarantee international standards for pension savings safety.

What are the international standards?

“The upgrading of the pension system enable people to choose the most lucrative and convenient options for pension payment receiving. Besides, retirement annuities have long been the main instrument for ensuring stability in old age in many developed countries,” believes Azamat Yerdessov, the Board Chairman of LIC Freedom Finance Life.

In almost all countries where the level of pension payments does not differ much from wages, the pension system operates according to the following principle: firstly, the employer and employee make contributions from income, which form the basic pension in the future, and secondly, citizens enter into agreements with life insurance companies under the retirement annuity program.

With average monthly nominal salary (222,261 tenge), Kazakhstanis receive 2.15 times less upon retirement. A similar ratio of salaries and retirement benefits are in Russia, Italy, Finland and Canada. However, in some countries, the size of pensions is only 1.27 times lower than the monthly salary, as, for example, Denmark.

The US pension system is as follows: the average monthly salary for Americans is $4.15 thousand, which is 2.76 times more than pension payments ($1.5 thousand per month). The retirement age for men is 67 years and for women - 65. If desired to retire early, one pays a fine of 20% of pension payments and goes on a well-earned rest at 62. In comparison with this system, the Kazakhstani one looks more beneficial.

The Singaporean pension model has been frequently mentioned in the media lately. The changes occurred in the pension system of Kazakhstan, namely the possibility of using surplus savings for the purchase of real estate, medical treatment, or transfer to a management company, are somewhat similar to the Singaporean model of pension provision, but still have significant differences.

“Compared to other countries, people in Singapore are required to contribute to the pension system at a very high rate. But as a result, they are allowed to make large pre-retirement withdrawals (for buying a home, paying for medical services, investing, etс.), - says Gulmira Ubegaliyeva, the Board Chairman of JSC LIC Eurasia. - For example, pension contributions of Singapore residents go to the account of the Central Savings Fund, monthly contributions are made both at the expense of employee and employer, the total contributions make about 37% of wages, 17% are formed by the employer and 20% - by the employee. The rate size (for each of the three accounts) depends on the resident’s age, for example, the rate for residents over 65 is 11.5%. The proportion of distribution between accounts also changes: the older the resident, the more deductions go to the medical account, which is a complete analogue of our compulsory health insurance, it gets from 8 to 10.5% of the salary. “

The changes in the law on pension provision will allow Kazakhstanis to take care of their old age beforehand, without losing the quality of life after retirement. Besides, modernization of the domestic pension system continues, and we can hope that our pension system model will become a generally recognized benchmark worldwide.

Photos are from open sources.

Share
read also
Is death due to suicide considered an insured event?
Is death due to suicide considered an insured event?

The Centers for Disease Control reports that the suicide rate in the US has increased...

Aviva is actively negotiating the sale of Italian life insurance business
Aviva is actively negotiating the sale of Italian life insurance business

The British insurance company Aviva and the French CNP Assurances are actively negoti...

S&P: LICs are on the rise
S&P: LICs are on the rise

Thanks to changes in legislation, the life insurance companies (LICs) can significant...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Что изменилось в законе о пенсионном обеспечении и как это изменит жизнь казахстанцев

В целях обеспечения устойчивого развития экономики Казахстана в начале 2021 года был принят закон по вопросам восстановления экономического роста. Были внесены существенные изменения в сфере пенсионного обеспечения, в частности, касающиеся заключения договоров пенсионного аннуитета.
Что изменилось в законе о пенсионном обеспечении и как это изменит жизнь казахстанцев

Был снижен возраст потенциальных клиентов для заключения договора пенсионного аннуитета, а также уменьшен размер суммы накоплений, достаточных для заключения таких договоров.

Что поменяли?

С середины января 2021 года казахстанцам, достигшим 45-летнего возраста, представилась возможность заключать договор отложенного пенсионного аннуитета с компаниями по страхованию жизни. Пенсионный аннуитет – это договор со страховой компанией, который позволяет гражданину начать получать пенсию раньше положенного срока при условии, что у него достаточное количество накоплений в ЕНПФ.

«Основным условием является наличие достаточной суммы пенсионных накоплений в ЕНПФ, которая обеспечит аннуитетные выплаты в размере не менее 70% от величины прожиточного минимума. Лицам, имеющим обязательные профессиональные пенсионные взносы в течение 60 месяцев в совокупности, доступна опция заключения договора отложенного пенсионного аннуитета с 40 лет», – объяснила председатель правления АО «КСЖ «Евразия» Гульмира Убегалиева.

Сумма достаточности для заключения пенсионного аннуитета в 2021 году снизилась за счет изменения размера минимальной ежемесячной выплаты по договорам пенсионного аннуитета. Ранее ежемесячная выплата должна была быть не менее размера минимальной пенсии. На текущий момент для мужчин в возрасте 45 лет сумма достаточности составляет 6 172 907 тенге, для женщин – 7 725 673 тенге.

«Есть большой плюс в том, что женщины выходят раньше срока на пенсию. В этом случае совместный аннуитет объединит накопления обоих супругов и равномерно распределит его доход. Также после ухода из жизни одного из супругов второй продолжит получать пенсионные выплаты согласно договору», – рассказал председатель правления КСЖ «Freedom Finance Life» Азамат Ердесов.

В категории граждан, достигших 40 лет, за которых работодателем уплачены обязательные профессиональные пенсионные взносы в совокупности не менее 60 календарных месяцев и у которых имеется достаточная сумма накоплений в ЕНПФ, для мужчин сумма достаточности составляет 6 973 861 тенге, для женщин – 8 632 647 тенге.

«Клиент фактически фиксирует доход, полученный в ЕНПФ, при заключении договора пенсионного аннуитета, и далее после начала периода выплат такие выплаты будут ежегодно индексироваться на 5%. Кроме того, после заключения договора пенсионного аннуитета клиент может использовать весь остаток накоплений в ЕНПФ для улучшения жилищных условий, оплаты лечения или перевода в доверительное управление», – объяснила Жанар Жубаниязова, председатель правления АО «Халык-Life».

В ближайшее время планируется внедрение совместных аннуитетов. Совместный пенсионный аннуитет предполагает участие в договоре семейных пар или близких родственников, продукт позволяет объединить накопления супругов/близких родственников, если у одного супруга/близкого родственника недостаточно пенсионных накоплений для покупки аннуитета в страховой компании, а у второго имеется излишек.

Как эти изменения модернизировали казахстанскую пенсионную систему?

«Гражданам предоставлена возможность диверсифицировать свои финансовые риски, поскольку у них образуется два источника пенсионных выплат – выплаты по договору пенсионного аннуитета, а также пенсионные выплаты из ЕНПФ, ведь после заключения договора пенсионного аннуитета клиент до достижения пенсионного возраста продолжает работать и совершать отчисления в ЕНПФ», – рассказывает Жанар Жубаниязова.

Кроме того, гражданам предоставлена возможность самим управлять своими пенсионными накоплениями, в частности, через выбор управляющей компании, и решать, из какого источника они хотят получать пенсионные выплаты – из ЕНПФ или из компании по страхованию жизни.

«Данная инициатива является следующим шагом интенсивного развития финансового рынка. Кроме того, параллельно с рынком пенсионных активов дается толчок развитию рынка ценных бумаг, – пояснил Кайрат Чегебаев, председатель правления АО «КСЖ «Nomad Life». – В целом, изменения в пенсионной системе существенные: если доступность пенсионного аннуитета я могу оценить как положительный фактор, то влияние на систему использования единовременных пенсионных выплат на улучшение жилищных условий или лечение мне сейчас оценить сложно».

Критерием достаточности средств на пожизненную пенсию должна быть гарантия обеспечения пожизненных выплат, проиндексированных на размер инфляции. Такой гарантией является отложенный пенсионный аннуитет — то есть вкладчик будет иметь право в любом возрасте при достаточности пенсионных накоплений заключить договор отложенного пенсионного аннуитета с компанией по страхованию жизни, тем самым получая доступ к участию в инвестировании накоплений.

«Что именно это дает пенсионной системе Казахстана? Стимулирует создание конкурентной среды и выход на отечественный рынок институциональных инвесторов в лице компаний по управлению пенсионными активами, компаний по страхованию жизни, создает здоровую конкуренцию эффективности инвестиционной деятельности», – подчеркнул Кайрат Чегебаев.

Кроме того, эти изменения можно охарактеризовать как переход к международным стандартам государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений.

Что за международные стандарты?

«Обновления в пенсионной системе дают возможность людям выбирать наиболее выгодные и удобные варианты получения пенсионных выплат. К тому же во многих развитых странах пенсионные аннуитеты давно являются главным инструментом обеспечения стабильности в пожилом возрасте», – считает председатель правления КСЖ «Freedom Finance Life» Азамат Ердесов.

Практически во всех странах, где уровень пенсионных выплат не сильно отличается от заработной платы, пенсионная система действует по следующему принципу: во-первых, работодатель и работник делают взносы с дохода, которые в будущем формируют основную пенсию, а во-вторых, граждане заключают договоры с компаниями по страхованию жизни по программе пенсионного аннуитета.

С учетом среднемесячной номинальной заработной платы (222 261 тенге) казахстанцы получают при выходе на пенсию в 2,15 раза меньше. Похожее соотношение зарплат и пенсионных выплат имеется в России, Италии, Финляндии и Канаде. Однако в некоторых странах размер пенсий ниже ежемесячного заработка всего в 1,27 раза – как, например, в Дании.

В США пенсионная система выглядит так: в среднем ежемесячная заработная плата у американцев составляет $4,15 тыс., что в 2,76 раза больше пенсионных выплат ($1,5 тыс. в месяц). Пенсионный возраст наступает в 67 лет для мужчин и в 65 лет для женщин. При желании выйти на пенсию раньше срока можно оплатить штраф в 20% от пенсионных выплат и отправиться на заслуженный отдых в 62 года. В сравнении с такой системой казахстанская выглядит более выгодной.

В последнее время в СМИ часто упоминают сингапурскую модель пенсионного обеспечения. Изменения, произошедшие в пенсионной системе Казахстана, а именно возможность использования «излишков» накоплений на приобретение недвижимости, лечение, передачу управляющей компании, несколько схожи с сингапурской моделью пенсионного обеспечения, но все же имеют существенные отличия.

«По сравнению с другими странами люди в Сингапуре обязаны делать вклады в пенсионную систему по очень высокой ставке. Но в результате этого им разрешается осуществлять большие предпенсионные изъятия (для покупки жилья, оплаты медицинских услуг, инвестирования и т.д.). –рассказывает Гульмира Убегалиева, председатель правления АО «КСЖ «Евразия». – К примеру, пенсионные отчисления жителей Сингапура поступают на счет Центрального Сберегательного фонда, ежемесячные взносы осуществляются как за счет работника, так и за счет работодателя, совокупные отчисления составляют около 37% от заработной платы: за счет работодателя – 17%, за счет работника – 20%. На размер ставки (по каждому из трех счетов) влияет возраст жителя, к примеру, для жителей, достигших 65 лет, ставка составляет 11,5%. Пропорция распределения между счетами также меняется: чем старше житель, тем больше отчислений поступает на медицинский счет, который является полным аналогом нашего ОСМС, на него поступает от 8 до 10,5% от заработной платы».

Изменения в законе о пенсионном обеспечении позволят казахстанцам заранее позаботиться о своей старости, не потеряв качество жизни после выхода на пенсию, к тому же модернизация отечественной пенсионной системы продолжается, и можно надеяться, что наша модель пенсионной системы станет общепризнанным эталоном в мире.

Фото из открытых источников 

Поделиться
читайте также
Этот год для казахстанских КСЖ обещает много интересного
Этот год для казахстанских КСЖ обещает много интересного

В канун Нового 2019 года редакция Lifeinsurance.kz прове...

Зачем нужно накопительное страхование жизни
Зачем нужно накопительное страхование жизни

Накопительное страхование жизни – это гибрид...

Как купить полис страхования жизни
Как купить полис страхования жизни

Когда человек взрослеет, наличие полиса страх...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку