bs-preloader__icon
ru kz en

Ukrainians should to insure infants for "survival to full age"

Like the entire economy in general, the Ukrainian life insurance market is going through difficult times, but it has a future.
Ukrainians should to insure infants for "survival to full age"

According to the National Commission, regulating the financial services markets, for the first nine months of 2017, life insurance companies collected 2.02 billion UAH in insurance premiums, which is only by 1.7% more than for the same period in 2016. With such hryvna dynamics it becomes obvious that by the end of last year in US dollar equivalent the market did not grow at all, but on contrary shrinked. However, the positive dynamics in the hryvnia inspires hopes for the future.

According to the official reports of life insurers, their main customers are private individuals. In particular, as of January-September, 2017, the individuals paid 1.94 billion UAH by life insurance contracts, or about 96% of the total insurance premiums in life insurance. Only 84.8 million UAH were received from the corporate clients. It should be emphasized that 60.9% of premiums were received under endowment insurance agreements. And expansion of sphere of corporate clients' participation in life insurance can provide a background for the market growth.

Life Circumstances

Today more than 4.2 million Ukrainian citizens are life insurance policy holders. The number of insured people increased insignificantly, by only 3.6%, for the first nine months of 2017. However, the regulator states that according to life insurers the number of insured clients was by 21.4% than in the same period in 2016. By October, 2017 more than 972 thousand people became life insurance policy holders, while a year earlier there were 1.2 million insured. Moreover, there is a process in the market connected with the refusal of customers to continue long-term insurance programs for different reasons. "According to the results for nine months of 2017, twelve life insurance companies got a negative increment in life insurance reserves for a total amount of 130.7 million UAH due to early termination of insurance contracts," the official report of the National Financial Services Committee says.

The situation on the market is escalated by the fact that the insurance payments grow faster than the insurance premiums from customers. Thus, for the first nine months as of 2017 the life insurance companies paid off 413.6 million UAH of insurance payments to the customers, which is 38.3% more than for the same period in 2016. It must be noted that 92.6% of payments were made under endowment insurance agreements.

There are many reasons for this state of affairs. First of all, it is the decrease in population ability to pay. The rise in prices, currency fluctuations, and the lack of income growth cause families to save on services that are not essential. Besides, a low level of confidence in the domestic financial sector in general has a negative impact on situation. This distrust is a direct consequence of numerous bankruptcies in the banking sector and regular scandals in the risk insurance market, particularly, in the third-party insurance, full comprehensive insurance and medical insurance. Unfortunately, there are events of misconduct among the life insurance companies. In particular, due to termination of business of five life insurance companies, such as Ekko, Ukrainian Life Insurance Group “Zhizn”, Oranta-Zhizn, Garant-Life and General Insurance Fund-Zhizn, more than 22.4 thousand people for a total amount of more than 316 million UAH.

We should also bear in mind that many insurance companies suffered from the bank bankruptcies, as they were keeping customers’ funds on bank accounts, and the banks were put out of commission in process of winding up.

A low financial awareness of population does not help the situation improvement either. As a result, the majority of potential clients do not want to spend their own money on life insurance products, which they often do not trust or understand.

Things are not all that bad

Considering the consolidated data of the regulator, one can really come to the conclusion that the market is in decline. Nevertheless, insurers note that the situation can be very different from one company to another, and in general, life insurance has very a promising future. Especially considering that the economic situation in the country has stabilized, the economy is slowly growing, and the population's incomes are increasing. Last year, on the basis of the Ukrainian Federation of Insurance (UFS), nine life insurance companies merged into Project Zhizn to jointly develop a transparent and stable life insurance market in Ukraine. One of the distinguishing features of these insurance companies is publicity, the willingness to provide the public with data on the results of its activities. For the first nine months last year, the project participants accounted for 92% of the insurance premiums collected in the market. The project has united such companies as MetLife, INGO Ukraine Zhizn, AXA Life Insurance, Prince Life Vienna Insurance Group, IC TAS, PZU Ukraine Life Insurance, Grawe Ukraine Life Insurance, ASKA-Zhizn and Uniqua Zhizn.

It is noteworthy that in general this group of companies demonstrated growth of insurance premiums at the level of 29%, while, according to the National Committee on Financial Services, the market as a whole (34 life insurance companies registered in Ukraine) grew only by 1.7%. According to the participants of the "Project Zhizn", in 2017 the total volume of premiums in life insurance sector amounted to about 3 billion UAH. In fact, we can state the process of further concentration of the market, when some players continue to actively increase business volumes, while others gradually wrap up their activities.

To whom the crisis is not an obstacle

Indeed, it should be acknowledged that there are companies on the market that, in difficult economic conditions, find opportunities for their active business development. The dominating insurance companies on the market in terms of collected premiums are MetLife, Unique Zhizn, TAS, PZU Ukraine Life Insurance, ASKA-Zhizn. It is worthy of note that three players from the top five are affiliates of Western financial groups in Ukraine. In particular, "MetLife" insurance company is controlled by the holding company MetLife (USA), "Uniqua Zhizn" is a member of the Austrian group Uniqa, "PZU Ukraine life insurance" belongs to the Polish group PZU. Among the top five leaders in collecting premiums were also companies controlled by Sergei Tigipko ("TAS" IC) and Rinat Akhmetov (“ASKA-Zhizn" IC).

The best result for the volume of collected premiums as of January-September of last year was demonstrated by MetLife Company, it came to 530.2 million UAH, which, by the way, is by 22.3% more than for the same period in 2016. Life insurance company “Zhizn”, being on the second place in collecting premiums with a result of 326.7 million UAH, is actively catching up with the leader. Its growth rate exceeded 70%, which was the best indicator on the market. The collection of premiums was also actively increased by IC "TAS" and "AXA Life Insurance". The life insurance company being a part of TAS group for the period under review increased premiums by 53.6%, to UAH 322.2 million. AXA Life Insurance controlled by the French AXA Group managed to increase them by 51.8%, to 44.5 million UAH. There were some failures though. In particular, the life insurance company "Knyazha Life Vienna Insurance Group" controlled by Austrian shareholders for the first nine months of last year collected 42.5 million UAH of insurance premiums, which is 36.9% less than for the same period in 2016.

Thus, today we can actually talk about two segments of the life insurance market: a successful and experiencing stagnation. And I must say that the number of players on the market is declining. If there were 34 insurance companies in the state register of financial institutions as of September 30, 2017, there were 43 of them a year earlier. UFC experts are concerned that the significant amount of liabilities in the form of reserves in amount of UAH 440 million, are still concentrated under the management of companies, which are not public. "There is a risk that a certain proportion of such liabilities are threatened not to be fulfilled or fulfill completely," states the Project Life. – The insolvent companies or the companies that are to disappear from the market in 2015-2016 account for about UAH 400 million, and it is unclear whether these obligations are taken into account in the consolidated information of the National Commissariat of Finance. Another concern of experts is the fact that the part of insurance payments - 21%, 54.6 million UAH - were declared by smaller players with amounts of collected insurance premiums of UAH 50 million. “This could be a risk factor leading to new bankruptcies in the life insurance market," the report said. Nonetheless, the economy is gaining pace, the country is gradually moving to Europe, companies are increasingly adopting European business standards, and that means that the level of customer trust and the prospects for insurance companies will improve, especially since better protection from illness or loneliness in old age than the life insurance contract has not been invented.  

World experience

In developed countries, life insurance is primarily an investment tool. Things did not click with investments in life insurance in our case. Why? That is logical: unstable economies are characterized by earning-maximizing behavior, and stable, developed economies more into long-term investments with a low annual income: 3% - good, 6% - excellent. Therefore, life insurance exists in developed countries in various forms: from pension savings or premature death risk to unknown to Ukrainians infant insurance "survival to full age", which Europeans consider as the way to save money for child’s education.

In Europe and the US, so-called life-insurance with investment component (unit-linked insurance) is traditionally developed: an insurance company, in order to increase profitability, uses a subunit portfolio to invest in potentially more profitable but also riskier instruments without risking with all clients’ assets.

But the main distinguishing feature of the life insurance market in our country is a low level of penetration. There are several reasons to that: the absence of insurance culture, the instability of local currency (hryvnia), which brings to naught the investment attractiveness of insurance. Lack of trust to companies is definitely one of the standing out reasons. Even if banks that offer customers understandable products regularly surprise them with hidden commissions and special terms written in small print in contracts, insurance companies sell a completely unknown product - it cannot be "felt", it will not benefit in the short term, but it costs a lot. And the scheme when the client stops paying fees, the company keeps all received premiums, because it has reasons to not continue fulfilling its obligations, happens to be everywhere in Ukraine. This only fastens the idea that insurance companies are simply a legitimate way of robbing people. 

But, despite all of the above, the Ukrainian life insurance market exists. The so-called "bank insurance" has become the main market driver in the country. It is a life insurance of borrowers for commitment period, as a rule, the loan balance. A significant market share is held by the personal life insurance (endowment, term, risky, and mixed). Do not forget about corporate life insurance, which large companies include in the social package for top management and especially valuable employees.

Source: http://www.dsnews.ua/economics/pochemu-ukraintsam-nado-strahovat-mladentsev-na-dozhitie-19032018220000

Share
read also
Universal life insurance policy for a full life
Universal life insurance policy for a full life

Unfortunately, in the minds of our people, life insurance is strongly associated with...

Lucrative, convenient and reliable - VTB Bank Kazakhstan and Nomad Life launched a joint project
Lucrative, convenient and reliable - VTB Bank Kazakhstan and Nomad Life launched a joint project

VTB Bank (Kazakhstan) became a partner of Nomad Life insurance company in the impleme...

Timur Turlov: My goal is to build a voluntary insurance market that does not exist yet
Timur Turlov: My goal is to build a voluntary insurance market that does not exist yet

The founder of the Freedom Finance group of companies headed the board of directors o...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Украинцам надо страховать младенцев на "дожитие до совершеннолетия"

Как и вся экономика, украинский лайфовый рынок страхования переживает трудные времена, но у него есть перспектива.
Украинцам надо страховать младенцев на "дожитие до совершеннолетия"

По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, за девять месяцев 2017 г. лайфовые страховые компании собрали 2,02 млрд грн страховых премий, что всего на 1,7% больше, чем за аналогичный период 2016 г. При такой гривневой динамике становится очевидно, что в долларовом эквиваленте рынок по итогам минувшего года не прирос вовсе, а вероятнее всего — сократился. Впрочем, позитивная динамика в гривне внушает надежды на перспективу.

Согласно официальной отчетности страховщиков жизни их основными клиентами остаются физические лица. В частности, за январь–сентябрь 2017 г. физлица заплатили по договорам страхования жизни 1,94 млрд грн, или около 96% общего объема страховых премий в лайфовом страховании. От корпоративных клиентов поступило всего 84,8 млн грн. При этом следует отметить, что 60,9% премий было получено по договорам накопительного страхования. А расширение сферы участия корпоративных клиентов в лайфовом страховании может создать условия для роста рынка.

Жизненные обстоятельства

На сегодняшний день обладателями полиса страхования жизни в Украине являются более 4,2 млн граждан. За девять месяцев 2017 г. количество застрахованных лиц увеличилось незначительно—всего на 3,6%. При этом регулятор отмечает, что в прошлом году страховщики жизни застраховали на 21,4% меньше клиентов, нежели за аналогичный период 2016 г. За девять месяцев 2017 г. обладателями полисов страхования жизни стали более 972 тыс. человек, тогда как годом ранее—1,2 млн. К тому же на рынке наблюдается процесс, связанный с отказом клиентов по какой-либо причине продолжать долгосрочную программу страхования. "По итогам девяти месяцев 2017 г. 12 СК Life получили отрицательное значение прироста резервов по страхованию жизни на общую сумму 130,7 млн грн, что связано с досрочным расторжением договоров страхования", —говорится в официальном отчете Нацкомфинуслуг.

Ситуация на рынке усугубляется тем, что объемы страховых выплат растут быстрее, нежели суммы страховых взносов от клиентов. Собственно, за девять месяцев прошлого года компании по страхованию жизни выплатили клиентам 413,6 млн грн страховых выплат, что на 38,3% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Отметим, что 92,6% выплат было осуществлено по договорам накопительного страхования.

Причин такого положения вещей много. В первую очередь сказывается снижение платежеспособности населения. Рост цен, валютные колебания, отсутствие роста доходов заставляют семьи экономить на услугах, не являющихся предметом первой необходимости. К тому же свою негативную роль играет и невысокий уровень доверия к отечественному финансовому сектору в целом. Это недоверие является прямым следствием многочисленных банкротств в банковском секторе и регулярных скандалов на рынке рискового страхования, в частности, в сфере страхования "автогражданки", КАСКО и медицинского страхования. К сожалению, есть примеры недобросовестного поведения и среди лайфовых страховщиков. В частности, в связи с прекращением деятельности пяти страховых компаний по страхованию жизни, таких как "Экко", Украинская страховая группа "Жизнь", "Оранта-Жизнь", "Гарант-Лайф" и "Генеральный страховой фонд — Жизнь", пострадало более 22,4 тыс. человек на общую сумму свыше 316 млн грн.

Не стоит также забывать, что многие СК пострадали в результате банковских банкротств, так как держали средства клиентов на счетах в банках, выведенных с рынка в процессе ликвидации.

Не способствует улучшению результатов и в целом низкая финансовая грамотность населения. В результате в своей массе потенциальные клиенты СК попросту не горят желанием тратить личные средства на продукты страхования жизни, которым они часто не доверяют и суть которых не всегда понимают.

Не все так плохо

Рассматривая консолидированные данные регулятора, действительно можно прийти к выводу, что рынок переживает спад. Тем не менее страховщики отмечают, что ситуация может сильно отличаться от компании к компании и в целом у лайфового страхования очень неплохие перспективы. Особенно если учесть, что экономическая ситуация в стране стабилизировалась, экономика медленно, но растет, а доходы населения увеличиваются. Отметим, что в прошлом году на базе Украинской федерации страхования (УФС) девять лайфовых СК объединились в "Проект Жизнь" для совместного развития прозрачного и стабильного рынка страхования жизни в Украине. Одна из отличительных черт этих СК—публичность, готовность предоставлять общественности данные о результатах своей деятельности. По итогам девяти месяцев прошлого года на участников проекта приходилось 92% собранных на рынке страховых премий. Проект объединил такие компании, как "МетЛайф", "ИНГО Украина Жизнь", "АХА страхование жизни", "Княжа Лайф Виенна Иншуранс Груп", СК "ТАС", "ПЗУ Украина страхование жизни", "Граве Украина страхование жизни", "АСКА-Жизнь" и "Уника Жизнь".

Примечательно, что в целом эта группа компаний продемонстрировала рост объема страховых премий на уровне 29%, в то время как, напомним, по данным Нацкомфинуслуг, рынок в целом (всего в Украине зарегистрировано 34 компании по страхованию жизни) вырос только на 1,7%. По оценкам участников "Проекта Жизнь", в 2017 г. общий объем премий в сфере лайфового страхования составил около 3 млрд грн. Фактически можно констатировать процесс дальнейшей концентрации рынка, когда одни игроки продолжают активно наращивать объемы бизнеса, а другие постепенно сворачивают свою деятельность.

Кому кризис не помеха

Действительно, следует признать, что на рынке присутствуют компании, которые в сложных экономических условиях находят возможности для активного развития своего бизнеса. Лидирующие позиции на рынке по объему собранных премий удерживают за собой такие СК, как "МетЛайф", "Уника Жизнь", "ТАС", "ПЗУ Украина страхование жизни", "АСКА-Жизнь". Примечательно, что трое игроков из первой пятерки являются "дочками" западных финансовых групп в Украине. В частности, СК "МетЛайф"подконтрольна холдинговой корпорации MetLife (США), СК "Уника Жизнь" входит в австрийскую группу Uniqa, СК "ПЗУ Украина страхование жизни" принадлежит польской группе PZU. В пятерку лидеров по сбору премий также попали компании, подконтрольные Сергею Тигипко (СК "ТАС") и Ринату Ахметову (СК "АСКА-Жизнь").

Лучший результат по объему собранных премий за январь–сентябрь прошлого года продемонстрировала компания "МетЛайф" — 530,2 млн грн, что, кстати, на 22,3% больше, чем за аналогичный период 2016 г. В свою очередь, СК "Уника Жизнь", занимающая второе место по сбору премий с результатом в 326,7 млн грн, активно догоняет лидера — темп роста премий превысил 70%, что стало лучшим показателем на рынке. Активно наращивали сбор премий также СК "ТАС" и СК "АХА Страхование Жизни". Если входящая в группу "ТАС" лайфовая СК за рассматриваемый период нарастила премии на 53,6%, до 322,2 млн грн, то подконтрольная французской AXA Group СК "АХА Страхование Жизни"—на 51,8%, до 44,5 млн грн. Не обошлось, правда, и без провалов. В частности, подконтрольная австрийским акционерам СК "Княжа Лайф Виенна Иншуранс Груп" за девять месяцев прошлого года собрала 42,5 млн грн страховых премий, что на 36,9% меньше, чем за аналогичный период 2016 г.

То есть сегодня фактически можно говорить о двух сегментах рынка страхования жизни: успешном и переживающем стагнацию. И надо сказать, что количество игроков на рынке сокращается. Если на 30 сентября 2017 г. в госреестре финансовых учреждений числилось 34 лайфовых СК, то годом ранее — 43. У экспертов УФС вызывает беспокойство тот факт, что значительный размер обязательств в виде резервов, а именно 440 млн грн, все еще сконцентрирован под управлением компаний, которые не являются публичными. "Существует риск, что определенная доля таких обязательств находится под угрозой не быть выполненными или выполненными не в полном объеме",  — отмечается в отчете "Проекта Жизнь". — На компании, которые являются неплатежеспособными и исчезли с рынка в 2015–2016 гг., приходится около 400 млн грн, и пока непонятно, учтены ли данные обязательства в сводной информации Нацкомфинуслуг". Также беспокойство экспертов вызывает тот факт, что часть страховых выплат — 21%, или 54,6 млн грн — задекларировали игроки с небольшими объемами собранных страховых премий — в целом всего 50 млн грн. "Это может быть фактором риска, который способен привести к новым банкротствам на рынке Life", — говорится в отчете. Тем не менее в целом можно сказать, что рынок прошел кризис и перед ним открываются новые перспективы. Экономика будет набирать обороты, страна постепенно идет в Европу, компании все больше перенимают европейские стандарты ведения бизнеса, а значит, будет расти уровень доверия клиентов и улучшаться перспективы страховых компаний. Тем более что лучшей защиты от болезни или одиночества в старости, чем договор о страховании жизни, пока никто не придумал.

Мировой опыт

В развитых странах мира страхование жизни — в первую очередь инвестиционный инструмент. У нас с инвестициями в лайфовые страховки не сложилось. Почему? Все логично: для нестабильных экономик характерны стремление к максимальному заработку, а вот стабильным, развитым экономикам свойственны долгосрочные вложения с невысоким годовым доходом: 3% — хорошо, 6% — отлично. Поэтому страхование жизни существует в развитых странах в самых разных видах — от пенсионного накопления или риска преждевременной смерти до чуждого украинцам страхования младенцев на "дожитие до совершеннолетия", которое европейцы рассматривают как способ накопить средства на образование ребенка.

В Европе и США традиционно развито так называемое страхование жизни с инвестиционной составляющей (unit-linked страхование) — страховая компания, чтобы повысить доходность, использует часть портфеля для инвестиций в потенциально более прибыльные, но и более рисковые инструменты, не рискуя при этом всеми средствами клиента.

Но главная отличительная особенность рынка страхования жизни в нашей стране — низкий уровень проникновения. Причин несколько: отсутствие культуры страхования, нестабильность гривни, сводящая на нет инвестиционную привлекательность страхования. Особняком стоит вопрос недоверия к компаниям. Если даже банки, предлагающие клиентам понятные продукты, регулярно преподносят сюрпризы в виде скрытых комиссий и особых условий, прописанных мелким шрифтом в договорах, то страховые компании продают и вовсе совершенно непонятный продукт — "пощупать" его нельзя, в краткосрочной перспективе выгоды он не принесет, а стоит немало. Да и схема "клиент перестает платить взносы — компания оставляет себе уже полученные премии, поскольку у нее есть основания далее не выполнять свои обязательства", повсеместно работает в Украине. Это только укрепляет людей в мысли, что страховые компании — просто законный способ отъема денег у населения.

Но, несмотря на все вышесказанное, рынок страхования жизни в Украине все же существует. Главным драйвером рынка в стране стало так называемое "банковское страхование" — страхование жизни заемщиков на срок действия кредита, как правило, на сумму остатка по нему. Немалую долю на рынке составляет личное страхование жизни (накопительное, срочное, рисковое и смешанное). Не стоит забывать и про корпоративное страхование жизни, которое крупные компании включают в соцпакет для топ-менеджмента и особо ценных сотрудников.

Источник: http://www.dsnews.ua/economics/pochemu-ukraintsam-nado-strahovat-mladentsev-na-dozhitie-19032018220000

Поделиться
читайте также
Долевое страхование жизни (Unit linked). Риски и новые возможности
Долевое страхование жизни (Unit linked). Риски и новые возможности

Центробанк рассчитывает на скорое внедрение в...

Почему выгодны накопительные программы страхования жизни?
Почему выгодны накопительные программы страхования жизни?

Страхование жизни – обязательная часть расхо...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку