bs-preloader__icon
ru kz en

Policies selling and customers informing practice worries the regulator

The market of investment life insurance (ILS) in Russia has exceeded 500 billion rubles by the beginning of 2018. More than a half of all sales of life insurers and fee-based income of banks fall to its share. However, it is the higher-than-anticipated growth that can cross out its achievements for recent years.
Policies selling and customers informing practice worries the regulator

Investment insurance demonstrated a record-breaking increase in premium income: 50 billion rubles in 2015, 110 billion rubles in 2016, about 150 billion rubles within the first nine months of 2017. This market is considered to be the fastest growing financial sector.

Banks actively offer investment insurance as an alternative to deposits, rates of which are lower. Depositors transfer funds to ILI policies, which work as life insurance and at the same time allow earning extra income by investing of customer contributions on the stock market.

By the end of the policy term, the insurer is committed to return only the contribution itself and does not guarantee any yield.

The potential yield of ILI programs may be higher than that of deposits. Wealthy investors buy the ILI as a protective tool with additional earning. The customer can record the interim profit in the event of market conditions change; many insurers provide an opportunity to withdraw it, saving the initial payment. The policy is not considered as a property; the income received under it shall not be declared, if it does not exceed the average weighted rate of refinancing for the entire insurance period. Earnings from ILI are not the subject of disputing in the courts and cannot be withdrawn by third parties. In the event of divorce, property division or claims making by business partners or creditors, the investor will receive money in full.

But there are serious problems in the market.

Under bank’s wing

It is customary to link growth of the ILI market within last three years with sales activation through a bank channel.

It is profitable for banks. Up to 80% of customers' funds received as payment for policies can be deposited in the bank itself. The bank in fact gets liabilities, for which it does not pay contributions to the Deposits Insurance Fund. This practice is widespread, especially in the terms of long-term partnership between the bank and insurance company.

It is hardly a surprise that over the past year or two captive insurers of almost all major Russian banks entered the market.

Fee-based income from policies sale attracts banks as well. If in 2015 the fee of the bank for sale of three-year policies amounted to 5-7% of contributions, but now the fee for 3, 5 and 7 years products reaches 11-15%. The fee for banks is formed by surplus profit in formation of a reserve, which, like the choice of instruments, is the insurers liability. Rates of fixed income instruments depend on reliability of the issuer: the lower its reliability, the higher the yield of the instrument. To date, some insurers' investments in low-quality assets have become a key risk for the industry.

High fees encourage banks to increase policies sales, often incorrectly presenting the product and withholding the risks. The policy sold in this way often deceives the customers’ expectations, and subsequently the insurer can hear: “I was promised a guaranteed yield more than the deposit rate and in 3-5 years it turned out that the funds were wasted because the market collapsed”.

Since 2015 to 2017, availability of the product has increased due to the banks. The minimum amount in bills for the ILI programs was decreased from 300 000 to 50 000-100 000 rubles, and it allowed banks to cover a large, little-informed about investment products contingent. This could affect the reputation of the market and the quality of the client portfolios of insurers.

What does the regulator worry about


It is not surprising that the Bank of Russia is preparing for influx of customers’ complaints, disappointed with the results of investment insurance in such circumstances. Aggressive sales of the ILI through banks, according to RAEX agency (Expert RA), led to a number of additional risks for the market. The lack of information regarding returns on ILI policies, the customer’s lack of understanding of the product upon purchasing as well as probable changes in the regulation of this segment are among them and all the above mentioned factors can significantly change the dynamics of life insurance and the entire market development in 2018 already.

As it is stated in the consulting report of the regulator, it intends to ensure that the investment life insurance is no longer confused with bank deposits, and pay closer attention to correctness of policyholders informing about the ILI, as well as to the necessary level of specialists’ knowledge, who offer insurance programs.

Appraisal of insurance agents, including employees of the agent banks and employees of the insurer, is introduced. Responsibility of insurance agents and employees of the insurer for failure to meet the certification requirements will be applicable.

Information disclosure will be standardized. First of all, the new standards will affect banks, which sell ILIs as agents. The Central Bank intends to amend the legislation and impose on the intermediary the same obligation regarding information disclosure, as to the producer of the financial product.

There are plans concerning disclose of the size of bank fees. The regulator is aware of who and what fees pays, but this information does not appear in the customer’s agreement, it is "sewn up" into the conditions of reserves allocation.

With a view to the future

Transformation may take up to two years. Until then, we have to hope that the wave of customers leaving the market in the next year will not prevent its further development.

The fact is that the final profitability of policies sold before 2015 and expiring this year, according to our estimates, will be zero or slightly ahead of the inflation rate, but will not reach the profitability of bank deposits. Four to five years ago, the basic assets in the ILI programs were mainly the price of gold and the RTS index, which decreased significantly within this period of time.

The customers, whose expectations will not be justified, will likely choose other, more conservative, strategies and tools to invest the remaining funds as the result of insurance investment.

Investors, who purchased ILI policies after 2015, can have more confident feeling. Starting from 2014, insurers have begun to change investment strategies and instruments gradually. Now they have switched from direct purchasing of basic assets to an option-derivative security, which allows taking into account the difference between the initial value of the asset and its price as of the insurant’s time left to live. The terms and condition of the option are tied only to the end date of the policy, the difference between purchase and sale price of investment instruments, revaluation of currencies. For example, three-year policies purchased after 2015, for which payment deadline is now suitable, provide returns of up to 10%.

Customers’ satisfaction with the earnings received will be the key factor determining the future of the ILI. Expansion of product lines, development of the new investment strategies and remote services for customers, both in purchasing of the program and in after-sales service, the regulator's initiatives to increase transparency of this type of insurance - all the above mentioned should serve to ensure that total returns under the ILI will be more attractive than deposits and will positively affect the further development of the segment's dynamics in the future. Then high rates of life insurance growth can remain within the coming years.

The potential of the market is great. In Russia, the share of life insurance premiums in general insurance market fees is 12.7%, while in Western Europe - 60.5%, Central and Eastern Europe - 28.9%, in emerging markets - 52.3%. The share of "life" in Russia's GDP is only 0.161%, and all over the world - 3.47%.

The opinions of banks’ experts, financial and investment companies presented in this section may not coincide with the opinion of the editors and are not an offer or recommendation for purchase or sale of any assets.

Andrey Makeyev

Source: http://life.investfunds.ru/news/73425/

Photo source: https://www.biovoicenews.com

 

Share
read also
Life insurance contract is a protection of the borrower and his family
Life insurance contract is a protection of the borrower and his family

The volume of consumer loans granted to Kazakhstani people has grown significantly, a...

"A good actuary is, in the first place, a good mathematician and researcher"
"A good actuary is, in the first place, a good mathematician and researcher"

As LifeInsurance.kz previously reported, for the first time in Kazakhstan, the Societ...

Families with many children will receive more money in case of breadwinner loss
Families with many children will receive more money in case of breadwinner loss

It is also planned to improve the financial situation of disabled children reports ku...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Практика продажи полисов и информирования клиентов в России беспокоит местного регулятора

Рынок инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в России к началу 2018г. превысил 500 млрд руб. На его долю сейчас приходится более половины всех продаж страховщиков жизни и комиссионных доходов банков. Однако именно опережающий рост рынка может перечеркнуть его достижения последних лет.
Практика продажи полисов и информирования клиентов в России  беспокоит местного регулятора

Инвестиционное страхование показало рекордный рост сборов премии: 50 млрд руб. в 2015 г., 110 млрд в 2016 г., около 150 млрд за девять месяцев 2017 г. Этот рынок считается самым быстрорастущим в финансовом секторе.
Банки активно предлагают инвестиционное страхование в качестве альтернативы депозитам, ставки по которым снижаются. Вкладчики переводят деньги в полисы ИСЖ, которые работают как страховка жизни и одновременно позволяют заработать дополнительный доход благодаря инвестированию взносов клиента на фондовом рынке.
К концу срока действия полиса страховщик обязуется вернуть только сам взнос и не гарантирует никакой доходности.
Потенциальная доходность программ ИСЖ может быть выше, чем у вкладов. Состоятельные инвесторы покупают ИСЖ как защитный инструмент с дополнительным доходом. Клиент может зафиксировать промежуточную прибыль в случае изменения конъюнктуры рынка, многие страховщики предоставляют возможность забрать ее, сохранив первоначальный взнос. Полис не считается имуществом; полученный по нему доход не декларируется, если не превышает средневзвешенную ставку рефинансирования за весь период страхования. Доход от ИСЖ не оспаривается в судах и не может быть изъят третьими лицами. При разводе, разделе имущества или предъявлении претензий со стороны бизнес-партнеров или кредиторов инвестор получит деньги в полном объеме.
Но есть у рынка и серьезные проблемы.

Под крылом банка
Именно с активизацией продаж через банковский канал принято связывать рост рынка ИСЖ в последние три года.
Банкам это выгодно. До 80% средств клиентов, поступивших в оплату полисов, может быть размещено на депозит в самом банке. Банк по факту получает пассивы, за которые не платит взносы в Фонд страхования вкладов. Практика широко распространена, особенно в случае долгосрочных партнерских отношений между банком и страховой компанией.
Неудивительно, что за последние год-два на рынок вышли кэптивные страховщики почти всех крупнейших российских банков.
Привлекает банки и комиссионный доход от продажи полисов. Если в 2015 г. комиссия банка при продаже трехлетних полисов составляла 5–7% от взносов, то сейчас по продуктам на 3, 5 и 7 лет достигает 11–15%. Комиссия для банков складывается из сверхприбыли при формировании резерва, которое, как и выбор инструментов, лежит на страховщиках. Ставки по инструментам с фиксированной доходностью зависят от надежности эмитента: чем ниже его надежность, тем выше доходность по инструменту. Сегодня инвестиции некоторых страховщиков в некачественные активы стали ключевым риском для отрасли.
Высокие комиссии побуждают банки наращивать продажи полисов, зачастую некорректно представляя продукт и утаивая риски. Проданный таким образом полис нередко обманывает ожидания клиента, и впоследствии страховщик слышит: «Мне обещали гарантированную доходность выше ставки депозитов, а через 3-5 лет выяснилось, что деньги пролежали впустую, потому что рынок рухнул».
С 2015 по 2017 г. благодаря банкам доступность продукта выросла. Минимальные чеки программ ИСЖ снизились с 300 000 до 50 000–100 000 руб., и это позволило банкам охватить массовый, мало осведомленный об инвестиционных продуктах контингент. Это не могло не сказаться на репутации рынка и качестве клиентских портфелей страховщиков.

Чего боится регулятор
Неудивительно, что Банк России в этих условиях готовится к наплыву жалоб клиентов, разочарованных результатами инвестиционного страхования. Агрессивные продажи ИСЖ через банки, по данным агентства RAEX («Эксперт РА»), обусловили ряд дополнительных рисков для рынка. Среди них отсутствие информации о доходности по полисам ИСЖ, недостаточное понимание клиентом продукта при покупке, а также вероятные изменения в регулировании этого сегмента – все это может существенно изменить динамику развития страхования жизни и всего рынка уже в 2018 г.
Как говорится в консультационном докладе регулятора, он намерен проследить, чтобы инвестиционное страхование жизни больше не путали с банковскими вкладами, и уделить повышенное внимание правильности информирования страхователей об ИСЖ, а также необходимому уровню знаний специалистов, предлагающих страховые программы.
Вводится аттестация страховых агентов, в том числе работников банков-агентов и сотрудников страховщика. Появится ответственность страховых агентов и работников страховщика за невыполнение аттестационных требований.
Раскрытие информации стандартизируют. В первую очередь новые стандарты коснутся банков, которые продают ИСЖ в качестве агентов. ЦБ намерен изменить законодательство и возложить на посредника такие же обязанности по раскрытию информации, как и на производителя финансового продукта.
Есть планы по раскрытию размера банковских комиссий. Регулятор в курсе, кто какую комиссию платит, но в клиентском договоре эта информация не фигурирует, она «вшита» в условия размещения резервов.

С видом на будущее
Трансформация может занять до двух лет. А до тех пор остается надеяться, что волна выходящих в ближайший год с рынка клиентов не помешает его дальнейшему развитию.
Дело в том, что итоговая доходность полисов, проданных до 2015 г. и истекающих в этом году, по нашим оценкам, будет равняться нулю или незначительно опережать темпы инфляции, но не достигнет доходности банковских депозитов. Четыре-пять лет назад базовыми активами в программах ИСЖ в основном были цена на золото и индекс РТС, которые за это время заметно снизились.
Клиенты, чьи ожидания не оправдаются, скорее всего выберут иные, более консервативные, стратегии и инструменты для вложения оставшихся в результате страхового инвестирования средств.
Увереннее могут себя чувствовать инвесторы, которые приобрели полисы ИСЖ после 2015 г. Начиная с 2014 г. страховщики стали постепенно менять и стратегии инвестирования, и инструменты. Сейчас они перешли от прямой покупки базовых активов на опцион – производную ценную бумагу, которая позволяет учитывать разницу между начальной стоимостью актива и его ценой на момент дожития страхователя. Условия опциона привязаны только к дате окончания полиса, разнице между ценой покупки и продажи инвестиционных инструментов, переоценке валют. Например, трехлетние полисы, приобретенные после 2015 г., по которым сейчас подходит срок выплат, обеспечивают доходность до 10%.
Удовлетворенность клиентов полученным доходом станет ключевым фактором, который определит будущее ИСЖ. Расширение продуктовых линеек, разработка новых инвестиционных стратегий и дистанционных сервисов для клиентов как при приобретении программы, так и при постпродажном обслуживании, инициативы регулятора по повышению прозрачности этого вида страхования – все это должно послужить тому, что в перспективе итоговые доходности ИСЖ станут привлекательнее вкладов и положительно скажутся на дальнейшем развитии динамике сегмента. Тогда высокие темпы роста страхования жизни могут сохраниться в ближайшие годы.
Потенциал у рынка огромный. В России доля премии по страхованию жизни в общих сборах страхового рынка составляет 12,7%, тогда как в Западной Европе – 60,5%, Центральной и Восточной Европе – 28,9%, на развивающихся рынках – 52,3%. Доля «жизни» в ВВП России составляет лишь 0,161%, а в мире – 3,47%.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Андрей Макеев

Источник: http://life.investfunds.ru/news/73425/

Источник фото: https://www.biovoicenews.com

Поделиться
читайте также
65% миллениалов покупают пенсионный аннуитет – опрос
65% миллениалов покупают пенсионный аннуитет – опрос

Несмотря на отрицательные стереотипы, согласн...

В Филиппинах разрешили однополым партнерам быть страхователями
В Филиппинах разрешили однополым партнерам быть страхователями

Страховая комиссия Филиппин заявила, что лица,...

Как правильно выбрать компанию по страхованию жизни
Как правильно выбрать компанию по страхованию жизни

Выбор компании по страхованию жизни — ответст...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку