- Ержан Еркенович, недавно Вы заступили на новый пост. Какие задачи поставлены перед Вами?
- В качестве руководителя в страховых компаниях Alliance-Life, Астана Финанс, Азия Life и других, - моей основной задачей всегда было построение процессов и сообщение компании достаточно мощного импульса, чтобы она могла долго и успешно развиваться на рынке. Долгосрочный успех каждой из них, а все они до сих пор являются активными игроками отрасли, - убеждает меня в том, что я принимаю верные стратегические решения.
Моя первая цель в Standard Life до конца этого года - построение системного и прибыльного бизнеса. Конкретнее – повысить рентабельность минимум до 25%. Такого роста мы планируем достичь за счет повышения эффективности процессов, четкой постановки задач и поднятия кадрового потенциала компании. Мы планируем укрепить региональные сети, сети сбыта и back-офис за счет привлечения новых специалистов и обучения имеющихся.
В долгосрочной перспективе компания Standard Life должна стать лидером рынка страховых услуг.
- Какие изменения в законодательстве могли бы поспособствовать развитию страхования жизни и пойти на пользу экономике?
- Страхование жизни должно иметь приоритет по сравнению с депозитами и другими накопительными инструментами, и закон должен создавать соответствующие условия, стимулируя приобретение полисов. Почему? Приобретая полис, гражданин берет ответственность за свое будущее на себя, а не ждет от государства пособий и льготных условий в случае неприятного стечения обстоятельств. Такая сознательность должна поощряться со стороны государства, например – за счет снижения налогов для держателя полиса. Недавно такая норма уже была введена для полисов свыше 7 лет, и это правильно. Ведь если человек сам готов позаботиться о себе на пенсии или в случае болезни, почему он должен переплачивать в казну?
Развитие страхования выгодно для страны и в более широком смысле – для развития экономики в целом. Во всем мире страховые компании являются главными долгосрочными инвесторами, а это – строительство предприятий, заводов, инвестиции в ипотеку и в образование. Банки не могут оставаться успешными, выдавая ипотечные кредиты на 20 лет при том, что их активы, фондирование обеспечено максимум пятилетними депозитами. Страховые компании, напротив, заключают долгосрочные договоры с клиентами и, соответственно, могут покупать «длинные» облигации к взаимной выгоде бизнеса, государства и держателей полиса.
- Что обещает рынку и клиентам обсуждаемая сейчас тема первичного доступа компаний страхования жизни к пенсионной системе и модель Unit-Linked?
- Модель Unit-Linked, безусловно, будет интересна любому финансово-грамотному потребителю, заинтересованному в своем благополучии на пенсии. По моему глубокому убеждению, в стране, в принципе, должен быть ориентир на работу компаний по страхованию жизни с пенсионными активами. Страховые компании успешно управляют активами своих клиентов в рамках накопительных продуктов и могут управлять их пенсионными деньгами. В этом, опять же, заинтересовано и государство, и граждане: пенсионные накопления – это «длинные» деньги, и страховые компании имеют максимум опыта в работе с ними и обеспечении их доходности.
Напомню, что ранее законодательство по рынку ценных бумаг давало такое право компаниям по страхованию жизни, и существовали инструменты с учетом инфляции. Норму убрали по непонятным причинам и вопреки международному опыту.
- А какие изменения закона и традиций в сфере страхования должны быть в приоритете?
- Важны именно комплексные системные изменения. Должно быть понимание роли страхования жизни в экономике, целевых показателей и целевой аудитории различных финансовых инструментов в принципе. Когда будет такое понимание, то всевозможные детали, вроде рисков в разных сферах и требований ликвидности, станут очевидными, а за ними появятся и адекватные продукты на рынке.
Также нужно оглядываться в вопросах регулирования на соседние рынки. Например, у нас сейчас с Россией уже есть арбитраж в части налогообложения. При этом в России клиент, который вносит по полису страхования жизни взнос в пределах 120 тысяч рублей в год, имеет право отнести эти взносы на вычеты, помимо отсутствия налогообложения при выплате. То есть получается, что полис купить выгодней в России, чем в Казахстане.
- Какие новые тенденции мы, по-вашему, будем наблюдать в ближайшем будущем на страховом рынке Казахстана?
- Сейчас на первый план выходит технологичность продуктов. В своей стратегии мы делаем большую ставку на развитие IT и мобильных сервисов: в идеале клиент должен иметь возможность оформить полис, пополнять его и получать выплаты, не выходя из дома.
Персонализация и сервис будут играть важную роль в конкуренции между компаниями: клиентоориентированность, гибкость, целевые продукты. Однако, в целом рынок будет расти за счет традиционно популярных видов страхования: пенсионный аннуитет, обязательное страхование работников, страхование жизни заемщика и накопительное страхование.
- Если говорить о конкретных продуктах, то что должно заинтересовать клиента в накопительных программах?
- В первую очередь, свобода. Накопительные программы дают большую свободу выбора инвестиций, а, значит, и контроль над своим финансовым благополучием и будущим. Кроме того, ставки дохода у накопительных полисов сопоставимы со ставками банковских продуктов, но при этом клиент получает еще и страховую защиту.
- Как вы считаете, что важнее всего в работе КСЖ?
- Нужно помнить, что мы работаем с людьми, а не с имуществом. Мы становимся частью значимых событий в жизни человека, и, в связи со спецификой бизнеса, это часто не самые приятные ситуации. Здесь важен баланс, какой присутствует в работе врачей: надо оставаться человечным, не допускать цинизма, но, вместе с тем, оставаться разумным и ответственным профессионалом.
- Ваши ожидания по развитию рынка КСЖ в Казахстане и в мире в этом году?
- С точки зрения вклада в ВВП страны, КСЖ в Казахстане еще слабо развито. Есть большие перспективы и потенциал для роста, и их нужно использовать – мы, как минимум, можем достичь уровня популярности банковских депозитов.
На глобальном уровне радикальных изменений ожидать не стоит. Во всем мире полисы будут шаг за шагом становиться лучше: более гибкими, более мобильными и удобными для управления даже из дома.