С 2007 года в нашей стране работает институт страхового омбудсмена. С 2015 года сфера деятельности страхового омбудсмена распространяется на все виды обязательного и добровольного страхования. Заявителями могут быть физические лица и субъекты малого предпринимательства. Лимит по сумме претензии не должен превышать 10 тыс. МРП.
«Реформирование института страхового омбудсмена позволит повысить эффективность досудебного урегулирования споров между потребителями и финансовыми организациями, а также снизит число споров, в том числе судебных, и увеличит доверие потребителей к страховому рынку», - объяснила цель перемен заместитель директора департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Елена Филимонова.
Большая часть изменений будет введена в 2024 году. Дело в том, что институту предстоят глобальные реформы, которые потребуют не только усилий, но денег.
Офис
Ранее страхового омбудсмена избирали сами страховые компании, теперь это будет делать Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) из числа кандидатур, предложенных советом представителей. Таких кандидатур должно быть не менее трех. Поправки также вводят требования к омбудсмену: это обязательное юридическое образование. Ранее подходило любое высшее, но работа омбудсмена связана с судебными спорами.
«Теперь в офис страхового омбудсмена должны быть включены специалисты в области оценки, бухгалтерского учета, финансового дела и информационных технологий. Эти поправки позволят стать омбудсмену более независимым от рынка», - подчеркнула Елена Филимонова.
Из года в год количество обращений казахстанцев к страховому омбудсмену растет. «Расширение полномочий страхового омбудсмена и увеличение штата офиса будет способствовать повышению качества рассмотрения споров и скрещения сроков споров. По состоянию на 20 июня офисом зарегистрированы 770 заявлений по урегулированию споров», - заявил Павел Завалко, страховой омбудсмен Казахстана.
В 2024 году начнет работать требование об обязательном досудебном обращении к страховому омбудсмену, и только потом обращение в суд. «Увеличение обязанностей омбудсмена влечет дополнительные расходы. Здесь тоже предусмотрены изменения. Чем больше у компании недовольных клиентов, чем больше на компанию жалуются люди, чем больше санкций и мер воздействия применяется к компании, тем больше размер взносов, которые совершает страховщики. Логика в том, что за неудовлетворительную работу с клиентами, размер взносов будет повышаться», - подчеркнула Елена Филимонова.
Фото из открытых источников