В США и Великобритании стартапы вроде Ladder, Haven Life и Fabric используют ИИ для одобрения страховых заявок за считаные минуты без необходимости прохождения медосмотра. Зарубежные аналитики говорят, что в ближайшие годы ИИ-андеррайтинг станет золотым стандартом страхования жизни, особенно в digital-first-компаниях.
«В секторе страхования жизни, где клиенты стремятся повысить ценность страховых продуктов за счет ощущения финансовой безопасности и душевного спокойствия, страховщики жизни, чтобы получить конкурентное преимущество, должны повышать качество обслуживания клиентов, основанное на применении ИИ и на соприкосновении клиентов с автоматизированными операциями в основных процессах, таких как заключение договоров страхования, сервисное обслуживание и рассмотрение претензий», – объясняет председатель правления BCC Life Гульжан Джаксымбетова.
В настоящее время в компании по страхованию жизни «Евразия» ИИ в основном решает задачи оптимизации внутренних процессов. Это включает в себя автоматизацию рутинных операций и повышение эффективности работы различных подразделений, включая IT. Кстати, по оценкам McKinsey, благодаря ИИ компании по страхованию жизни смогут снизить операционные расходы до 30–40%, особенно в сфере обработки заявок, поддержки клиентов и принятия решений.
«В перспективе мы видим потенциал ИИ в повышении точности оценки рисков, улучшении клиентского опыта, увеличении продаж, выявлении мошенничества и автоматизации процессов. В отличие от компаний по общему страхованию, где многие продукты являются более стандартизированными, в сфере страхования жизни большинство страховых продуктов носит уникальный характер и требует детального, индивидуального внимания со стороны наших сотрудников. А вот применение ИИ в творческих процессах маркетинга, работе с кадрами доставляет одно удовольствие. Теперь работа с фото, картинками, презентациями, текстами, организацией корпоративных мероприятий не забирает много времени и не требует больших затрат. В целом массовое внедрение ИИ в ключевые страховые процессы в нашей компании пока находится на этапе изучения и планирования», говорит Игорь Енгалычев, управляющий директор КСЖ «Евразия»
ИИ может стать катализатором для решения наиболее серьезных проблем страховщиков – высоких издержек, низкой удовлетворенности клиентов и дефицита квалифицированных кадров.
Так, Halyk Life применяет ИИ в страховании жизни. «В работе используем автоматизированный обзвон клиентов, он позволяет за короткий период времени обзвонить большое количество клиентов. Применяются разные сценарии обзвона «Напоминание о платеже», «Уведомление клиентов об окончании договора страхования», «Контроль качества продажи». Средняя эффективность обзвона «Напоминание о платеже» составляет 18%. Что для компании является очень хорошим результатом», – уточнили в пресс-службе компании.
Наибольшую эффективность в страховании в целом показывают кейсы, связанные с автоматизацией обработки стандартных страховых случаев, скоринговыми системами для оценки рисков и чат-ботами для поддержки клиентов.
«Мы внимательно изучаем эти и другие успешные истории, чтобы определить наиболее перспективные направления для внедрения ИИ в страхование жизни», - объясняет Игорь Енгалычев.
Многие страховые продукты уже автоматизированы, и это достигается без необходимости использования ИИ. Страхование жизни – это индивидуальные продукты, и острой потребности в использовании ИИ для заключения каких-либо уникальных или принципиально новых страховых продуктов пока не наблюдается. Кроме того, с учетом строгих требований законодательства, регулирующего страховую деятельность, к автоматизации любых процессов, включая заключение договоров страхования, необходимо подходить с особой осторожностью и вниманием.
«В перспективе, применительно к страхованию жизни, ИИ может автоматизировать обработку страховых случаев путем автоматического распознавания и анализа документов (например, медицинских заключений), проверки соответствия данных условиям полиса, а также инициирования выплат по подтвержденным случаям без участия человека. Это позволит значительно ускорить процесс выплат и повысить удовлетворенность клиентов» Игорь Енгалычев.
Отечественные и иностранные эксперты говорят, что ИИ — это не просто модная технология, а стратегический драйвер трансформации страхования жизни. К 2030 году автоматизация: существенно повысит операционную эффективность, сделает продукты страховщиков более доступными и индивидуальными, поднимет доверие и лояльность клиентов, позволит адаптироваться к новым цифровым ожиданиям общества.
Всё это укрепит позиции страховых компаний, которые смогут конкурировать не только с другими страховщиками, но и с технологичными стартапами и финансовыми платформами будущего.
Фото из открытых источников