- Даурен Касымханович, на Ваш взгляд, может ли в перспективе онлайн-страхование полностью заменить страхового агента? Насколько теперь повысятся требования к страховым агентам?
- Онлайн-страхование – это большой шаг вперёд, который впоследствии изменит рынок. Но, думаю, в первое время не стоит ждать кординальных изменений: клиенты, привыкшие к бумажным полисам, будут с недоверием относиться к электронным, а страховые агенты продолжат работать в привычном режиме. Страховому рынку предстоит большая работа, но результаты того стоят. Уверен, со временем казахстанцы оценят удобство электронных полисов.
Что касается страховых агентов, в перспективе их число может сократиться, но не думаю, что онлайн-страхование полностью заменит их. Мне кажется, казахстанский рынок пойдёт по пути, близкому к европейскому, где в разных городах и странах – разная ситуация: где-то 80% клиентов предпочитают онлайн-страхование, а оставшиеся 20% – страховых агентов и офисы компаний, а где-то наоборот: 80% предпочитают страховых агентов и офисы компаний и лишь 20% – электронные полисы.
При этом требования к агентам не повысятся, но привычная система взаимоотношений между страховыми компаниями и агентами несколько изменится. Самое главное, что нужно знать – теперь страховой агент сможет работать только на одну компанию. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что отныне придётся выбирать между компаниями, а, значит, и повышению лояльности к страховым компаниям.
- У Вас большой опыт работы со страховыми агентами, как они сейчас воспринимают эту ситуацию сами? Скажите, Вам в компании придется пойти на большие сокращения штата агентов?
- Наша компания с большим уважением относится к страховым агентам, они – необходимое звено, без которого невозможно представить страхование в целом. Даже если сейчас кто-то и беспокоится о том, что изменения в страховании повлекут серьёзные последствия для страховых агентов, нужно понять: рынок никогда не откажется от них, страховые агенты нужны рынку!
Что касается «НОМАД Иншуранс», безусловно, многое мы будем пересматривать, менять, чтобы построиться под новые реалии. Но это не означает, что мы откажемся от страховых агентов или пойдём на сокращение их штата. Перед страховыми компаниями стоит задача – повысить страховую грамотность не только среди населения, но и среди страховых агентов. Мы всегда предпринимали большие усилия, чтобы сделать это и для своих клиентов, и для страховых агентов, будем и дальше.
- Как Вы думаете, онлайн-страхование сделают революцию на страховом рынке страны или приведет к лишним тратам страховщиков?
- Онлайн-страхование – это большой шаг к цифровизации и повышению мер безопасности для клиентов. Ведь, как известно, существуют недобросовестные страховые агенты. Долгое годы они делали всё, чтобы страховые компании не имели возможности напрямую взаимодействовать с клиентами. Например, вписывали в полисы свои телефонные номера. В конечном итоге страдают именно клиенты. По моим подсчётам, в Казахстане 20-25% всех страховых полисов – нелегитимные. Получается, что пятая часть рынка – недозастрахована. Это огромные цифры. Перед страховым рынком всегда стоит задача – сделать всё, чтобы конечный потребитель страховых услуг получал качественные услуги. Нацбанк взял верный курс, хотя и не простой: онлайн-страхование нужно как раз для того, чтобы обезопасить клиентов и облегчить процесс оформления полисов. И мы поддерживаем Нацбанк в этом стремлении, ведь это входит и в наши приоритеты.