bs-preloader__icon
ru kz en

Vera Gordeeva: “Money must work and make a profit”

An insurance company combines a variety of diverse business processes. The company has processes on which financial stability and fulfillment of obligations to customers depends. Usually the first process is the income of money into the company and sale of policies. Immediately after the sale, another process is switched on which is the incoming money management. Vera Viktorovna Gordeeva, financial director of NOMAD LIFE LIC JSC, will describe this process. So, money has income to the company. What comes next?
Vera Gordeeva: “Money must work and make a profit”

- Vera Viktorovna, some of our clients, unfamiliar with financial processes, believe that their contributions stay in the company, is it so? Could you tell, what happens to the money when they get to the account?

- All insurance premiums accumulated in the company do not simply “lie idle” on our bank accounts, since there is the simplest principle - money must work and make a profit. Therefore, the company invests them in profitable financial instruments generating revenue, since even before our clients we guarantee a certain benefit from insurance policies.

- Where the company invests money?

 - A company makes deposits in second-tier banks of Kazakhstan, security papers issued by both state and various emitters, domestic and foreign. It is of noted that in this field the company is guided by one more principle - do not “keep all the eggs in one basket”. Therefore, we try to diversify our risks and invest in various banks and security papers. Some part of the money is used to pay commission to agents, pay insurance claims to policyholders and ensure the continuous work of the company.

- Could you describe the way of decision making about where the money will be invested?

- Naturally, as we are responsible to our customers, such significant global decisions are not taken individually, in no case such decisions cannot be made only by the chairman of the board or be me as a financial director. The Company set-up the Asset-liability management Committee (ALMC), a collegial body accountable to the Board of Directors. And only during ALMC meeting we may decide and vote where to invest money. Often ALMC members have highly conflicting opinions. There is no formal approach, someone stands for someone and against, it is necessary to take into account all the opinions and every attendee express its opinion. Here we must take a very balanced and thoughtful decision, because we operate with huge amounts.

- What could happen if any bank has problems?

- I must say that now the financial market of Kazakhstan is really unstable, that is why during the meetings of ALMC we weigh the positions of all banks before depositing money there. A mandatory clause in the agreements on placement of deposits is the requirement that the company can terminate the deposit without lesion to itself provided that the rating of the bank is lower than the limit set for us by the normative values of the National Bank. All this is provided in order to protect both our company and our policyholders. We strive to stay ahead. Our company has a risk manager, who on a daily basis monitors the status and loan portfolio of a particular bank. And if it turns out that there is at least some hint at the difficult situation of the bank, we are trying to withdraw money before the onset of critical moments. So far, we have not had a single case where the company irretrievably lost its funds due to the bank problems, and we did not take such cases into account and took no measures. Naturally, it is necessary to have finger on the pulse for me as financial director, for risk manager and company management as well as for Asset-liability management Committee.

- How does the state regulate the activities of the insurance company?

- There is an authorized body in Kazakhstan, National Bank of the Republic of Kazakhstan, regulating a lot of areas of the insurance company’s activities, such as: requirements to capital, large transactions, diversification of assets, prudential standards of the company, established by the relevant regulatory and legal acts. Compliance with these prudential standards is a guarantee of financial stability and solvency of the company. 

Therefore, there are measures of early response to the deterioration of any financial indicators.  The company should immediately draw up a plan of action to resolve current situation, when some significant standards are reduced, and submit this plan to the authorized body, and report on its implementation on a regular basis. For us, the state represented by National Bank, is the body restricting the company from excessive initiative, which may cause harm the policyholders, and this is what the regulator’s decisions protect us from.

- Could you describe the reporting process? What shall be reflected there?

- Since 2003, all financial institutions have switched to reporting in accordance with International Financial Reporting Standards (IFRS). Elements of these reporting are a statement of financial situation, a statement of revenue and losses, a statement of cash flows, and reporting on changes in capital. All reporting is necessarily presented in comparison with the same period of the last year. In such a way we can observe a tendency of any indicator to increase or decrease, and it is always possible to track the growth of assets, profit, stockholder equity of the company.

- Are there any requirements to the reporting?

- There are several forms approved by the authorized body - the National Bank, and mandatory for use. The requirements are the same as the principles of accounting. This is the principle of correspondence, reliability, continuity, neutrality, etc. All reporting should reflect these principles.

- What is the difference between financial management in an insurance company and, say, a manufacturing company?

First of all, the insurance company is a financial organization, and, accordingly, there is a completely different approach to the financial activity. We even believe that the activity in the field of investment is gaining more importance for the insurance company, and it should be equal in revenue collection over time.

In my opinion for the manufacturing company, the development of production is more important and, as a rule, free cash is spent on this - for the purchase of new equipment, for the purchase of some new materials, for the modernization of manufacturing process. Whereas all free money supply should find a way out in some new financial instruments, the more profitable and reliable they will be, the better it will be for the Company and for our insurers. 

- In a particular situation a client may ask an agent - “What will happen if the Company will stop to work?” What is your answer on this question?

- I think our clients should not worry too much about this, because our authorized body will never let any insurance company leave the market without transferring its obligations to someone. We have an example when the life insurance company was liquidated, but, nevertheless, all its obligations were transferred to another LIC. No client was put out into the street with the words: “Sorry, our company does not exist no more”.

- Why is it possible not be afraid to entrust money to the insurance company for a long time? How do you think, what is the difference between endowment life insurance and a bank deposit?

- As far as I know there are no deposits for more than 3 years in any bank, and the banks do not carry a risk component. Your money will be returned to you with interest, but no more. The product line, in particular of our company, is increasingly diverse every year, for example, we have a new product - “Currency Plan”. In 2015 all of us saw our “jumping” tenge and therefore the population had a somewhat distrustful attitude to our national currency. In order to increase interest our customers somehow this program was introduced, with reference to the US dollar. Thus, the client has a unique product which cannot be provided by any bank, or any single bond. This product is an insurance cumulative component and plus the currency envelope of the product, which also gives some additional guarantees and advantages, because, as a rule, endowment insurance products are long-term in their nature - 5,10,15 years. Where, in which market can you get a similar product? Perhaps, only in life insurance company. 

 

Share
read also
Azamat Yerdessov. Unit-linked in Kazakhstan: practice, opportunities and prospects for clients
Azamat Yerdessov. Unit-linked in Kazakhstan: practice, opportunities and prospects for clients

Our portal www.lifeinsurance.kz continues a series of publications by the life insura...

The Great Britain: fears of society
The Great Britain: fears of society

Her Majesty's subjects are more than ever afraid to lose their jobs, not to pay off t...

The ONE Coach function, "telematics for humans", has been developed
The ONE Coach function, "telematics for humans", has been developed

It allows calculate individual risks for insurance companies’ clients based on thei...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Вера Гордеева: «Деньги должны работать и приносить прибыль»

Страховая компания объединяет в себе множество разнообразных бизнес-процессов. В компании есть процессы, от которых зависит финансовая устойчивость и выполнение обязательств перед клиентами. Обычно первый процесс – это поступление денег в компанию, продажи полисов. Сразу после продажи «включается» другой процесс – управление поступившими деньгами. Как происходит данный процесс, расскажет финансовый директор АО «КСЖ «НОМАД LIFE» Вера Викторовна Гордеева. Итак, деньги поступили в компанию. Что дальше?
Вера Гордеева: «Деньги должны работать и приносить прибыль»

- Вера Викторовна, некоторые наши клиенты, незнакомые с финансовыми процессами, полагают, что их взносы остаются в компании, так ли это? Расскажите, что происходит с деньгами, когда они попадают на расчетный счет?

- Все страховые премии, аккумулируемые в компании, не лежат просто так «мертвым грузом» на наших расчетных счетах, поскольку есть самый простой принцип, -  деньги должны работать и приносить прибыль. Поэтому компания вкладывает их в выгодные финансовые инструменты, приносящие доход, так как даже перед своими клиентами мы гарантируем определенную выгоду  по страховым полисам.

- Куда компания вкладывает деньги?

 - Это вклады в банках второго уровня Казахстана, ценные бумаги, как государственные, так и различных эмитентов, -  отечественных и иностранных. Здесь компания  руководствуеnся еще одним принципом - не «держи все яйца в одной корзине». Поэтому мы стараемся диверсифицировать свои риски и вкладывать средства в различные банки и ценные бумаги. Какая-то часть денег идет на выплаты комиссионного вознаграждения агентам, выплаты страховых возмещений страхователям и  на обеспечение бесперебойной работы компании.

- Каким образом принимается решение о том, куда будут инвестированы деньги?

- Естественно, такие значимые глобальные решения, поскольку мы отвечаем перед своими клиентами, принимаются не единолично, ни в коем случае это не только председатель правления или я, как финансовый директор. В компании существует Совет по управлению активами и пассивами (СУАП) – это коллегиальный орган, подотчетный Совету директоров. И только на СУАПе мы можем решить, проголосовать за то, куда конкретно вложить какие-либо деньги. У членов СУАПа зачастую бывают очень противоречивые мнения. Здесь нет формального подхода, кто-то выступает «за», кто-то «против», все мнения обязательно учитываются, ко всем прислушиваются. Здесь мы должны принять очень взвешенное и продуманное решение, потому что оперируем огромными суммами.

- Что будет, если у какого-либо банка будут проблемы?

- Должна сказать, что сейчас действительно финансовый рынок Казахстана нестабильный, поэтому мы на СУАПе взвешиваем позиции всех банков, прежде чем разместить там деньги клиентов. Обязательным пунктом в договорах по размещению вкладов является требование о том, что компания может без ущерба для себя расторгнуть депозит при условии снижения рейтинга банка ниже той границы, которая установлена для нас нормативными значениями Национального Банка. Все это сделано для того, чтобы обезопасить как себя, так и наших страхователей. Мы стремимся работать на опережение, в компании есть риск-менеджер, который на ежедневной основе отслеживает состояние и кредитный портфель того или иного банка. И если окажется, что есть хоть какой-то намек на тяжелое положение банка, мы стараемся изъять  деньги до наступления критических моментов. Пока у нас не было ни одного случая, чтобы компания безвозвратно потеряла свои средства из-за того, что у банка случились проблемы, а мы их не учли и не предприняли меры. Естественно, «руку надо держать на пульсе» и мне, как финансовому директору, и риск-менеджеру, и руководству компании, и тому же Совету по управлению активами и пассивами.

- Каким образом государство влияет на деятельность страховой компании?

- У нас существует наш уполномоченный орган – Национальный Банк РК который регулирует очень многие сферы деятельности страховой компании, такие как: требования к капиталу, к заключению крупных сделок, к диверсификации активов, к пруденциальным нормативам компании, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами. Соблюдение этих пруденциальных нормативов – есть гарантия финансовой стабильности и платежеспособности компании. 

Поэтому есть меры раннего реагирования на ухудшение каких-либо финансовых показателей.  Компания  тут же должна составить план действий для выхода из создавшейся ситуации, когда какие-то значимые нормативы снижаются,  и представить этот план в уполномоченный орган, регулярно отчитываться о его выполнении. Для нас государство в лице Национального Банка является органом, который ограничивает компании от излишней самодеятельности, которая будет во вред страхователям, именно от этого нас оберегают Постановления регулятора.

- Как происходит составление отчетности? Что отражается в ней?

- Все финансовые организации с 2003 года перешли на составление отчётности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Элементами этой отчетности являются отчет о финансовом положении, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале. Вся отчетность обязательно представляется в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так мы можем наблюдать тенденцию к увеличению или уменьшению каких-либо показателей, и всегда можно отследить рост активов, прибыли, собственного капитала компании.

- Есть какие-либо требования к отчетности?

- Есть формы, которые для нас утверждает  уполномоченный орган - Национальный Банк. Требования такие же, как к принципам бухгалтерского учета. Это принцип соответствия, достоверности, непрерывности, нейтральности и т.д. Вся отчётность должна отражать эти принципы.

- В чем отличие между управлением финансами в страховой и, скажем, в производственной компании?

- Страховая компания – это, прежде всего финансовая организация, и, соответственно, здесь совершенно другой подход к финансовой деятельности. Мы даже считаем, что инвестиционная деятельность все больше набирает значимость для страховой компании, и она должна быть равна по сбору доходов со временем.

Для производственной компании, на мой взгляд, важнее развитие производства и, как правило, свободные денежные средства идут именно на это – на покупку нового оборудования, на закупку каких-то новых материалов, на модернизацию производства. Тогда как у нас вся свободная денежная масса должна находить выход в каких-то новых финансовых инструментах, чем прибыльнее и надежнее они будут, тем лучше для Компании и для наших страхователей. 

- Иногда консультанту клиент может задать вопрос – что будет, если компания не будет работать? Каков Ваш ответ на этот вопрос?

- Я думаю, здесь нашим клиентам не стоит особо переживать, потому что никогда  наш уполномоченный орган  не даст просто так уйти с рынка ни одной страховой компании, не передав ее обязательства кому-то. У нас есть пример, когда компания по страхованию жизни ликвидировалась, но, тем не менее, все ее обязательства были переданы другой КСЖ. Ни один клиент не остался выброшенным на улицу со словами: «Извините, компания больше не существует».

- Почему можно не опасаться доверить деньги страховой компании на долгий срок? Как Вы считаете, в чем отличие полиса накопительного страхования жизни от банковского депозита?

- Во всех банках, насколько мне известно, нет депозитов дольше 3 лет, и они не несут рисковой составляющей, вам ваши деньги вернут с процентами, но не более того. Продуктовая линейка, в частности нашей компании, все более разнообразная с каждым годом, вот, например, у нас появился новый продукт -  «Валютный план». Все мы видели как в 2015 году «трясло» наш тенге, и поэтому  у населения сложилось несколько недоверчивое отношение к нашей национальной валюте. Чтобы как-то заинтересовать наших потребителей, была внедрена эта программа, с  привязкой к доллару США. Тем самым клиент имеет уникальный продукт, который не предоставит ни один банк, ни одна облигация, т.е.  это страховая, накопительная составляющая и плюс валютная оболочка продукта, которая тоже дает какие-то дополнительные гарантии и  преимущества, поскольку, как правило, продукты накопительного страхования достаточно долгосрочные - на 5,10,15 лет. Где, на каком рынке еще вы сможете получить аналогичный продукт? Пожалуй, только в компании по страхованию жизни. 

Поделиться
читайте также
Проверенные способы накопить на активную старость
Проверенные способы накопить на активную старость

Как говорится, на государство надейся, а сам не...

Новый продукт накопительного страхования: доходность с большим плюсом
Новый продукт накопительного страхования: доходность с большим плюсом

Уникальный инвестиционный продукт, доходност...

Максат Альжанов приобрел статус крупного участника АО «КСЖ «Standard Life»
Максат Альжанов приобрел статус крупного участника АО «КСЖ «Standard Life»

Об этом сообщил Нацбанк РК на своем официально...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку