В своем выступлении председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова вторым приоритетным направлением работы регулятора назвала страховой рынок: «В общем объеме страховых премий, доля добровольного личного страхования увеличилась до 43%. Таким образом, мы наблюдаем рост накопительного страхования жизни как сберегательного инструмента».
Страховой сектор демонстрирует стабильный рост страховых премий и высокую финансовую устойчивость. Росту страхового сектора способствовали цифровизация и внедрение новых технологий. Сегодня обязательные виды страхования переведены в электронный формат за исключением ОСНС. «Для расширения линейки страховых продуктов предусмотрено создание условий для развития вмененных видов страхования, внедрение новых продуктов по инвестиционному страхованию и страхованию жизни», - пояснила она.
Так, в прошлом году Nomad Life первой на рынке начала заключать договоры страхования с участием в инвестициях Unit-linked. В накопительном страховании с января 2021 года были введены налоговые льготы по долгосрочным страховым продуктам. «На наших глазах происходит трансформация архитектуры финансового рынка и преобразование традиционных банков, страховых организаций в финансовые IT-компании и экосистемы. Экосистемы становятся драйвером конкуренции на рынке, стимулируют рост инноваций при оказании финансовых услуг, меняя предпочтения клиентов и условия для ведения бизнеса в реальном секторе», - заявила председатель Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.
По ее словам, несмотря на пандемию в прошлом году страховые компании показали рост, расширили охват не только по обязательному, но и по добровольным видам страхования. Из-за локдаунов развитие онлайн-продаж ускорилось. Чаще всего дистанционно продаются полисы по моторным видам страхования, страхование выезжающих за рубеж, страхование от несчастных случаев. Технологии помогают перевести в онлайн продажу имущественные виды страхования, в том числе не требующие осмотра этого самого имущества. Теперь не нужно предоставлять страховщику автомобиль или квартиру на осмотр, его можно провести самому, сняв видео под руководством консультанта страховой компании. В онлайн переходят продажи и более сложных страховых продуктов, в частности страхование жизни. «Мы перевели в онлайн отдельные процессы: документооборот, выплаты. Пытаемся использовать цифровую аналитику и Big Data, работаем над созданием маркет-плейсов. Цифровизация сделает страховой сектор более прозрачным. Это привет к оптимизации расходов, и люди смогут покупать наши услуги за меньшие деньги», - уверена Жанар Жубаниязова, председатель правления КСЖ «Халык-Life».
Однако продажи – это только начало взаимодействия клиента со страховщиком. От того, насколько эффективными окажутся выбранные страховщиками сценарии трансформации, зависит, насколько успешными будут рынок и отрасль в целом. «Мы знаем о наших страхователях практически все. Но эти данные страховщики используют недостаточно хорошо. Поэтому мало индивидуальных предложений для клиентов. Например, очень важная для страховщиков жизни информация о социальных контактах, хобби клиентов, состоянии здоровья. В ближайшее время нам нужно создавать оценку рисков страхователей, считает Олег Ханин, председатель правления СК «Коммеск-Өмiр». - Мне бы хотелось, чтобы регулятор нам разрешил излишки над страховыми резервами инвестировать в IT-компании, чтобы мы могли покупать такие компании, так как без них очень сложно создать хороший цифровой продукт.
Страхование не считается быстроразвивающейся отраслью. Но в последние годы эта самая традиционная отрасль стала очень популярной для венчурных капиталов и основателей стартапов. Инвесторы вложили в эту отрасль более 20 миллиардов долларов за последние три года - от страховщиков, ориентированных на цифровые технологии, до инструментов измерения рисков с использованием искусственного интеллекта и ориентированных на клиентов SaaS- проектов. «Технологичное страхование в мире активно развивается. Например, глобальные инвестиции в такие стартапы составляют 24,2 млрд долларов. Это помимо инвестиций страховых компаний. Поэтому все нам (топ-менеджерам и акционерам страховых компаний) брошен вызов: нам необходимо выделение ресурсов, чтобы мы могли инвестировать в IT», - считает Дмитрий Надиров, председатель правления КСЖ «Европейская страховая компания».
Цифровая трансформация страхования в Казахстане - неизбежный процесс, который в ближайшие годы станет основным драйвером отрасли. Страховщики, предлагающие качественный цифровой клиентский опыт, постепенно будут становиться компаниями первого выбора и укреплять лидерство, потому что сегодня для розничного клиента первоочередное значение имеют удобство и скорость получения услуги.
Фото пресс-службы АФК