bs-preloader__icon
ru kz en

S&P: Kazakhstani life insurance has demonstrated sustainability; the sector is going to grow

Over the past ten years, the life insurance sector of the Republic of Kazakhstan has demonstrated high resistance to adverse macroeconomic factors, which is partly due to insufficient maturity of the market. S&P analysts came to this conclusion in their report “Kazakhstani life insurance sector”. Yekaterina Tolstova, the Deputy Director of the Ratings of Financial Institutions and Insurance Companies, S&P Global Ratings, spoke about the problems and possible growth points of this financial market segment in her interview with Lifeinsurance.kz.
S&P: Kazakhstani life insurance has demonstrated sustainability; the sector is going to grow

- What are the prospects for life insurance in the Republic of Kazakhstan? What products are the most promising in Kazakhstan?

- The life insurance sector in Kazakhstan continues to develop demonstrating growth from a very low base of 18% in average over the past three years and maintaining high profitability. The diversification of insurance products continues, while the sector’s exposure to risks associated with insurance products dependent on the interest rate level (for example, insurance products with a guarantee) is lower than in European countries.

Growth prospects for life insurance companies remain favorable amid moderate economic welfare as measured by per capita GDP. We would like to note that in the last ten years, the Kazakhstani life insurance sector has demonstrated high resistance to adverse macroeconomic factors, which is partly due to insufficient maturity of the market.

The level of penetration of insurance services in Kazakhstan is low, which indicates the growth potential against the measures taken by the regulatory body to stimulate the further development and increase of public awareness of insurance products in this sector. The share of gross insurance premium in GDP in 2018 was about 0.2%, which was quite low, for instance, in comparison with most of developed countries in Europe (Germany - about 6%, Switzerland - over 8%). We expect a rapid growth of the sector from a very small base, which will be noted in three segments: life, annuity and compulsory accident insurance.  

- Could you compare the Kazakhstani life insurance market with other countries?

- Traditionally, the share of life insurance in developed countries is significant and reaches more than 50% of the insurance premium. However, this process in Kazakhstan has just begun and general insurance prevails in the structure of the market insurance premium. A person in Europe very often has more than 2 insurance policies that include various life insurance programs.

However, in 2018 insurance costs amounted to about $14 per capita, compared to $11 in 2017, which was still lower than in the general insurance sector (about $54). We believe that this indicator will gradually be increasing to about $17 per diem in 2019-2020 taking into account the growth of insurance premiums in this sector and the projected inflation and GDP growth rates. Life insurance costs in Kazakhstan are significantly lower than in developed insurance markets such as France, Italy and Norway (more than $2,000 per capita), but are comparable to emerging markets such as Turkey, Tunisia and Kenya (15 -17 dollars per capita), and still lower than in Russia (about 50 dollars) and countries of Central Europe (more than 110 dollars).

We expect that the return on equity (ROE) in 2019-2020 will be on average 20-25% per year, and return on assets (ROA) for the same period - about 6%, which we estimate as a very high index compared to figures of European life insurance companies. The life insurance profitability indices in Kazakhstan positively affect our assessment: they are higher than in other regions, Western Europe in particular, where the ROE was 8%on average in 2018. According to our estimates, the average ROE for five years (2014-2018) in the Kazakhstani life insurance sector is approximately 38%, ROA - about 8%. In our opinion, sector profitability indicators are less sensitive to interest rate volatility than in some European countries, mainly due to the still developing business structure of life insurance companies that currently offer simple products, universal life insurance and term life insurance.

Meantime, Kazakhstani financial markets, less developed than ones in Europe, limit the life insurance sector's ability to manage the short book by currency, efficient capital distribution and access to long-term sources of investment with exception of government debt instruments and deposits. As a result, the factor remains one of the main opportunities for future market development.

- How do you assess the regulators’ actions on sector development? What legislative amendments should be introduced to develop this market?

- The problems associated with a low level of payment culture and financial literacy hamper development of insurance in Kazakhstan, the life insurance sector in particular. We expect that the initiatives by the regulatory body, introduction of insurance products with an investment component (unit-linked) and possible transfer of some of the functions retirement fund management to life insurance companies, as well as implementation of government education support programs, will stimulate the insurance sector development on a mid-term horizon. A further growth of population and increase in life expectancy provide very good prospects for life insurance development.

We assess the measures taken by the regulatory body to introduce tax incentives for the insurance policyholders as positive; they ensure the further growth of life insurance sector in Kazakhstan, despite the still low level of expenses on life insurance products.

- The press has been writing about the problems of life insurance in the Russian Federation lately. How is the investment insurance market doing?

- The life insurance segment in Russia has shown significant growth rates over the past 5 years being the main driver of the insurance market. However, we are observing a decrease in growth rates of premiums in the 1st HY 2019. The investment life insurance is giving way to the products of universal life insurance.

The important factor affecting the insurance premium structure in Russia was the introduction of the requirements by the regulatory body that determined the procedure for selling life insurance products. For example, an insurance company is obliged to inform the client about the main terms and characteristics of the insurance product in writing. We see that the problems with misselling will be reduced in this regard, which is largely due to the emergence of certain standards of information disclosure.

- Can a similar situation happen in Kazakhstan?

- It is still difficult to judge the further development of this product in Kazakhstan, since at this stage only by-laws and prudential standards have been developed. The Kazakhstani insurance product is similar to the world unit-linked practices, which have a significant share of insurance companies’ business in Europe, about 60% of life insurance. The main issue still open during the segment development is necessary profitability when changing interest rates and investment portfolio structures.

Photos are courtesy of the press service

 

Share
read also
Provision of safe working conditions
Provision of safe working conditions

The Constitution of the Republic of Kazakhstan guarantees its citizens the right to w...

The American insurance company decided to give away Apple Watch to those who hit the standards for walking
The American insurance company decided to give away Apple Watch to those who hit the standards for walking

The device can be obtained for free, but it will take a bit of work....

Aviva is actively negotiating the sale of Italian life insurance business
Aviva is actively negotiating the sale of Italian life insurance business

The British insurance company Aviva and the French CNP Assurances are actively negoti...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

S&P: Сектор страхования жизни РК продемонстрировал устойчивость и его ждет рост

В последние десять лет сектор страхования жизни РК продемонстрировал высокую устойчивость к неблагоприятным макроэкономическим факторам, что отчасти обусловлено недостаточной зрелостью рынка. Такое заключение сделали аналитики S&P в отчете «Казахстанский сектор страхования жизни». О проблемах и возможных точках роста этого сегмента финансового рынка в интервью Lifeinsurance.kz рассказала Екатерина Толстова, заместителя директора направления «Рейтинги финансовых институтов и страховых компаний», S&P Global Ratings.
S&P: Сектор страхования жизни РК продемонстрировал устойчивость и его ждет рост

- Каковы перспективы страхования жизни в РК? Какие продукты наиболее перспективны в РК?

- Сектор страхования жизни в Казахстане продолжает развиваться, демонстрируя рост с очень низкой базы в среднем на уровне 18% за последние три года и поддерживая высокие показатели прибыльности. Диверсификация страховых продуктов продолжается, при этом подверженность сектора рискам, связанным со страховыми продуктами, зависимыми от уровня процентных ставок (например, со страховыми продуктами с гарантией), ниже, чем в европейских странах.

Перспективы роста компаний, занимающихся страхованием жизни, остаются благоприятными на фоне умеренных показателей экономического благосостояния, измеряемого показателем ВВП на душу населения. Мы отмечаем, что в последние десять лет казахстанский сектор страхования жизни продемонстрировал высокую устойчивость к неблагоприятным макроэкономическим факторам, что отчасти обусловлено недостаточной зрелостью рынка.

Уровень проникновения страховых услуг в Казахстане невысок, что свидетельствует о потенциале роста на фоне мер, принимаемых регулирующим органом для стимулирования дальнейшего развития сектора страхования жизни и повышения осведомленности населения о страховых продуктах этого сектора. В 2018 г. доля страховой премии-брутто в ВВП составляла около 0,2%, что достаточно низкий показатель, например, в сравнении с большинство развитых стран Европы (Германия – около 6%, Швейцария – выше 8%). Мы прогнозируем быстрый рост этого сектора с очень небольшой базы, который будет отмечаться в трех сегментах: страхование жизни, аннуитетное страхование и обязательное страхование работника от несчастных случаев на производстве.

- Не могли бы вы сравнить рынок страхования жизни в РК и других странах?

- Традиционно в развитых странах доля страхования жизни составляет существенную долю и достигает в развитых странах более 50% страховой премии. В то же время в Казахстане этот процесс только начался и общее страхование превалирует в структуре страховой премии рынка. Очень часто в Европе один человек имеет более 2-х страховых полисов, которые включают в себя различные программы страхования жизни.

В то же время мы отмечаем, что в 2018 г. расходы на страхование составляли около 14 долларов на душу населения по сравнению с 11 долларов в 2017 г., что по-прежнему ниже, чем в секторе общего страхования (около 54 долларов). Мы считаем, что этот показатель постепенно будет повышаться и составит около 17 долларов на душу населения в 2019-2020 гг., принимая во внимание рост страховой премии в этом секторе и прогнозируемые темпы роста инфляции и ВВП. Расходы на страхование жизни в Казахстане существенно ниже, чем на таких развитых страховых рынках, как во Франции, в Италии и Норвегии (более 2 000 долларов на душу населения), но сопоставимы с показателями таких развивающихся рынков, как Турция, Тунис и Кения (15-17 долларов на душу населения), и все еще ниже, чем в России (около 50 долларов) и странах Центральной Европы (более 110 долларов).

Мы ожидаем, что в 2019-2020 гг. рентабельность собственного капитала (return on equity — ROE) будет составлять в среднем 20-25% в год, а рентабельность активов (return on assets — ROA) за тот же период — около 6%, что оценивается нами как очень высокий показатель по сравнению с показателями европейских компаний, занимающихся страхованием жизни. Показатели прибыльности сектора страхования жизни в Казахстане оказывают позитивное влияние на нашу оценку: они выше, чем в других регионах, в частности, в странах Западной Европы, где показатель ROE составлял в среднем 8% в 2018 г. Вместе с тем, по нашим оценкам, в секторе страхования жизни в Казахстане среднее значение ROE за пять лет (2014-2018 гг.) составляет приблизительно 38%, ROA — около 8%. По нашему мнению, показатели прибыльности сектора в меньшей степени чувствительны к волатильности процентных ставок, чем в некоторых странах Европы, главным образом вследствие по-прежнему развивающейся структуры бизнеса компаний, занимающихся страхованием жизни, которые в настоящее время предлагают простые продукты — накопительное страхование и страхование жизни на определенный срок.

В то же время менее развитые, чем в Европе, финансовые рынки Казахстана ограничивают возможности сектора страхования жизни в том, что касается управления несовпадением активов и обязательств по типу валюты, эффективного распределения капитала и предоставления доступа к долгосрочным источникам инвестиций, за исключением государственных долговых обязательств и депозитов. Как следствие, этот фактор остается одной из основных возможностей для будущего развития рынка.

- Как вы оцениваете действия регуляторов по развитию этого сектора? Какие изменения в законодательство должны быть внесены для развития этого рынка?

- Мы отмечаем, что проблемы, связанные с низким уровнем платежной культуры и финансовой грамотности, по-прежнему препятствуют развитию страхования в Казахстане, в частности в секторе страхования жизни. Мы ожидаем, что инициативы регулирующего органа — введение страховых продуктов с инвестиционной составляющей (unit-linked) и возможная передача части функций по управлению пенсионными средствами компаниям, занимающимся страхованием жизни, а также реализацией государственных программ по поддержке образования — стимулируют развитие страхового сектора в среднесрочной перспективе. Дальнейший рост численности населения и повышение продолжительности жизни обусловливают очень хорошие перспективы для развития страхования жизни.

Мы позитивно оцениваем меры, принимаемые регулирующим органом, по введению налоговых льгот для держателей страховых полисов, что позволяет обеспечить дальнейший рост сектора страхования жизни в Казахстане, несмотря на все еще низкий уровень расходов на продукты страхования жизни.

- Последнее время в прессе пишут о проблемах страхования жизни в РФ. Что происходит на рынке инвестиционного страхования?

- В России сегмент страхования жизни показывал значительные темпы роста на протяжение последних 5 лет и был основным драйвером страхового рынка, однако мы наблюдаем снижение темпов роста премии в первом полугодии 2019 г. Инвестиционное страхование жизни уступает свои позиции продуктам накопительного страхования жизни.

Важным фактором, повлиявшим на структуру страховой премии в России, было введение требований регулирующего органа, определивших процедуру продажи продуктов страхования жизни. Например, в рамках данных требований страховая компания обязана информировать клиента об основных условиях и характеристиках страхового продукта в письменной форме. В связи с этим мы видим, что проблемы с мисселингом снижаются, что в большинстве своем было обусловлено появлением определенных стандартов раскрытия информации.

- Может ли аналогичная ситуация повториться в РК?

- Пока сложно судить о дальнейшем развитие данного продукта в Казахстане, так как на данном этапе только разрабатывались подзаконные акты и пруденциальные нормативы. Страховой продукт в Казахстане схож с мировыми практиками unit-linked, на которые в Европе приходится существенная доля бизнеса страховых компаний в Европе, порядка 60% страхования жизни. Основной вопрос, который так или иначе остается открытым при развитие данного сегмента, это обеспечение необходимой доходности при изменение процентных ставок и структуры инвестиционных портфелей.

Фото пресс-службы

Поделиться
читайте также

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку