В течение первых двух лет был сотрудником в департаменте Sun Life в Торонто, курирующим крупнейшие дочерние компании в Индии и Китае, и с 2013 г. работает в департаменте по управлению активами и обязательствами в канадском сегменте. Алмас поделился с нами своими наблюдениями рынка страхования Канады.
«Изучая рынки страхования жизни в Канаде, Китае и Индии, начинаешь понимать, что дизайн страховых продуктов определяется демографическими, экономическими и культурными факторами в каждой стране. В Индии популярны «длинные» накопительные страховые продукты со сроком 10-30 лет, в Китае – «короткие» накопительные продукты со сроком 5-10 лет, в Канаде популярны полисы со сроком более 10 лет или на дожитие.
Для себя я определил культурные отличия в этих странах: в Индии с 1955 года существует государственная страховая компания, имевшая монопольное право продавать страховые продукты. Именно эта компания приучила индийцев верить в страхование и покупать продукты с длинным сроком действия. В Китае страхование жизни развилось сравнительно недавно и конкурирует с банковскими продуктами, поэтому полисы в основном напоминают банковские депозитные продукты с короткими сроками.
В Канаде сильно ощущается демографический фактор – в стране стремительно растет доля населения пенсионного возраста, так называемые «Бэби-бумеры», т.е. поколение, родившееся в период бума рождаемости в послевоенные годы. Так как эта демографическая группа накопила значительные сбережения, в накопительных страховых продуктах основной упор делается на пенсионную составляющую.
Накопительное страхование с инвестиционной составляющей (Unit Linked Insurance)
Что из опыта этих стран может быть применено в Казахстане? Какие бы продуты страхования были бы интересны для казахстанского рынка? На мой взгляд, накопительное страхование – это то направление, в котором страхование жизни в Казахстане может развиваться наиболее динамично.
Из различных вариантов накопительного страхования я хотел бы остановится на накопительном страховании с инвестиционной составляющей, т.е. продукты Unit-Linked, или UL.
Особенностей у этих продуктов несколько:
- По своей сути UL аналогичны инвестициям в паевый фонд, из которого ежемесячно вычитаются определенный процент для покрытия расходов компании на страхование.
- Полисодержателю дается выбор инструментов для инвестирования, в которых:
- Доходность привязана к индексу акций, например, к американскому S&P 500, европейскому EuroStoxx 50, японскому NIKKEI, Казахстанскому индексу KASE и т.п.
- Доходность фиксирована и зависит от срока, аналогично банковскому депозиту.
- Доходность привязана к индексу корпоративных или государственных облигаций.
- Средства инвестируются в конкретный паевый фонд, например, в фонды Ishares или Vanguard.
- Комбинация вышеприведенных опций с возможностью изменения пропорций в инвестируемые фонды в любой момент.
- Страховая сумма либо равна стоимости инвестиций в фонде, либо фиксирована, либо равна максимуму из предыдущих опций.
- При досрочном расторжении в течении нескольких первых лет удерживается определенный процент с баланса фонда.
Почему в Канаде популярны продукты UL? Во-первых, это выгодно из соображений экономии на налогах. Индивидуальный подоходный налог в Канаде очень высокий и достигает более 40% свыше 120 тыс. долларов в год. Если зарплата клиента свыше 120 тыс. долларов в год, то такому клиенту выгодно купить накопительное страхование со сроком погашения после выхода на пенсию, так как при выходе на пенсию накопленный инвестиционный доход будет облагаться по гораздо меньшей ставке налога (например - 20%).
В случае смерти клиента инвестиционный доход будет выплачен в виде выплаты по смерти и не будет облагаться налогом. Для клиентов с накоплениями, скажем, свыше 1 млн. долларов это может быть существенной экономией на налоге. Во-вторых, клиенту не надо принимать частых инвестиционных решений. Один раз выбрав фонды для инвестирования, клиент может не беспокоиться о средствах в течение продолжительного времени.
Перспективы в Казахстане
По опыту продаж в развивающихся рынках Unit Linked продукты популярны при быстрорастущем финансовом рынке для клиентов, желающих инвестировать средства в фонды акций. Так же видится перспективным инвестирование фондов UL в долларовые индексы.
Единственным препятствием на пути продуктов UL является несовершенство страхового законодательства Казахстана, при котором страховая компания не может нарастить значительный портфель в этом виде накопительного страхования из-за требований к пруденциальным нормативам.