bs-preloader__icon
ru kz en

Askar Shakenov: "The most stable financial institutions are in Life Insurance"

If people in Kazakhstan are informed about motor-insurance, they practically know nothing about life insurance. Askar Shakenov, Deputy Chairman of the Board of JSC "LIC "NOMAD LIFE", told in his interview to Lifeinsurance.kz about the subtleties, and also what products can be useful for our citizens.
Askar Shakenov: "The most stable financial institutions are in Life Insurance"

 - Today there are 32 insurance companies working in Kazakhstan, 7 of which specialize in life insurance. The first company in Kazakhstan received an insurance license in 1999; it was JSC BTA Bank’s Life Insurance Subsidiary Company "BTA Life".

Life insurance is divided into two main types, insurance and investment. In the first case, the company accepts insurance risks from customers and in the insured event pays an insurance sum. In the second case, the life insurance company (LIC-Ed.) invests clients' money and multiplies their capital through effective management with the goal to obtain maximum income with minimal risks, both for customers and for their capitalization.

Please note that thanks to investment activities life insurance companies provide 80% of profit, distributing it among its customers.

Life insurance is an investment with the purpose of generating income in a long run, as well as keeping the funds protected from exchange rate fluctuations. These are all attributes of universal life insurance.

There are also annuity products - retirement annuity and annuity per infortinium at work.

Everyone wants to have a decent pension in old age, which is provided by mandatory indexation (5% annually), which is included in the retirement annuity. So every 13-14 years, the size of the payment is doubled.

Also, the pension fund payments can be exhausted in 6-7 years, and payments on retirement annuity are guaranteed for life. Thus, it would be more profitable for those pensioners who plan to live long, to spend their savings on a retirement annuity.   

- According to the National Bank’s latest data the top five insurance companies in terms of assets content three life insurance companies; and the share of assets of seven life insurance companies are 27% of the total assets of all insurance companies of the country. What is the reason for this? After all, about five years ago, the LIC’ indicators were several times lower.

- I repeat that a long-term accumulation of funds is a specificity of life insurance companies’ activities. In developed countries, life insurance companies are one of the main investors of institutional projects of the economy, a significant internal source of funds (the share of the investment portfolio of insurers is 42% of GDP in European countries).

Kazakhstan at current income level of the population can have life insurance fees, 8 times higher than the current ones, up to 200 billion Tenge a year.

- Are the life insurance companies able to compete with banks in terms of providing financial needs of the population?

- In terms of long-term fund accumulation with a high degree of safety, LICs have a number of advantages over banks. First of all, they do not use the funds of clients to issue loans to individuals and legal entities; that is they do not put the funds at high credit risk. That is what happened to the banks in Kazakhstan because of their excessive aggressiveness in lending.

- What are the opportunities for the companies to increase the income of their customers?

- First of all, it is competent management of assets and liabilities, analysis and adoption of timely investment decisions, maintenance of necessary balance between high-yielding instruments and reliable government securities, in accordance with customer preferences.

- Usually we want it here and now. Do you think people are ready to invest in long-term tools?

- Investment appetites of population are changing, the financial crisis makes its adjustments, during the high volatility period, safety, and consequently, reliability come to the fore.

- We have analyzed the life insurance companies’ websites; almost all of LIC have a standard insurance portfolio. They are following in accordance with the Law on Industrial Injuries insurance, retirement annuity, term life insurance and the classic product – universal life insurance. Is the trade standing pat? Perhaps, the population can and should be "stirred up" with more "modernized" products?

- Life insurance has standard types, however, there can be created quite an infinite number of the products. For example, a joint retirement annuity (at the moment there is no legislative base for it), when the couple unite their pension savings and receive insurance payments, while at least one of the spouses is alive.

As a new direction, Kazakhstan is considering investment life insurance "Unit-linked", which allows investing in international financial instruments with minimal time or money losses. Today, the regulatory and legislative framework for the correct development of this product is being prepared. This product is the most popular insurance product in the world, accounting for an average of 60% of the collections of the entire life insurance market. The client himself determines in which investment instruments or a combination of them he would like to invest his funds.

The advantages of this type of insurance are in full transparency. The client at the conclusion of the contract is aware of the amount of commissions, the receipt and distribution of investment income, has a permanent full access to the history of changes in his assets’ value.

- In this case, how legally prepared is our market for that? Is there any state support? What measures are being taken to develop the industry?

- The National Bank of the Republic of Kazakhstan has recently been actively working to develop the life insurance industry. The taxation was brought in line with the deposits of second-tier banks (STB - Ed.), the mechanism under which the situation of double taxation often developed, was corrected. On an ongoing basis, the quality of accounting and prudential regulation of the industry is improving, and a mechanism for guaranteeing insurance payments is being developed.

Also in world practice, countries often pursue a policy of subsidizing certain areas. For example, the State Educational Accumulation System, which was launched a few years ago in Kazakhstan through the second-tier banks, was not developed because of a fundamentally wrong approach to the specifics of the business. "Accumulation for education" in the world practice is a classic product of universal life insurance, because it is long-term with regular contributions, with a guarantee of accumulation in the form of covering various risks (life events).

- What guarantees do you give to your clients when they ask about a possible bankruptcy of a life insurance company?

- The level of reliability of LIC in Kazakhstan today is at a very high level. Previously, all bankruptcies/mergers/acquisitions of such companies in the history of the country occurred only as a result of instability of a banking/financial group, which included a life insurance company.

The National Bank of Kazakhstan continuously monitors and regulates life insurance companies on an ongoing basis, each ten days. They must comply with the following prudential standards: the solvency margin adequacy ratio, the adequacy ratio of highly liquid assets, the minimum amount of the charter capital, and the asset diversification standard.

In the world practice, life insurance companies, on a par with pension funds, are the most stable financial institutions. And that is because they conduct well-founded, deliberate activities in the long run. For this reason, they adhere to a conservative approach in analyzing existing risks and making forecasts of their development.

I would also like to note that today we are considering a mechanism for guaranteeing insurance payments through the Insurance Payments Guarantee Fund.

 

Share
read also
Significant technology trends in the life insurance sector
Significant technology trends in the life insurance sector

The Finextra website has prepared an essay on the digital technology inclusion in the...

There is a new assignment in the JSC LIC "Asia Life"
There is a new assignment in the JSC LIC "Asia Life"

Yelena Kudaibergenova was appointed to the post of deputy chairman of the company's b...

The rates for accident insurance for 2019 are being set in Russia
The rates for accident insurance for 2019 are being set in Russia

Next week, the State Duma in its first reading is planning to consider a bill establi...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Аскар Шакенов: «В мире КСЖ – одни из самых стабильных финансовых институтов»

Если о страховке для автомобиля люди информированы, то о страховании жизни казахстанцы практически ничего не знают. О том, какие здесь есть тонкости, а также какие продукты могут быть полезны нашим гражданам, в интервью Lifeinsurance.kz рассказал заместитель председателя правления АО «КСЖ «НОМАД LIFE» Аскар ШАКЕНОВ.
Аскар Шакенов: «В мире КСЖ – одни из самых стабильных финансовых институтов»

 - На сегодня в Казахстане работают 32 страховые компании, из которых 7 специализируются на страховании жизни. Первая компания в Казахстане получила лицензию на право осуществления страхования жизни в 1999 году, ею стала АО «Дочерняя компания по страхованию жизни БТА Банка «БТА Жизнь».

Страхование жизни подразделяется на два основных вида – непосредственно страховой и инвестиционный. В первом случае компания принимает страховые риски от клиентов и в случае наступления страхового случая выплачивает страховую сумму. Во втором случае компания по страхованию жизни (КСЖ – Ред.) инвестирует деньги клиентов и преумножает их капитал посредством эффективного управления. При этом ставится цель - получение максимального дохода при минимальных рисках, как для клиентов, так и для своей капитализации.

Отмечу, что именно за счет инвестиционной деятельности КСЖ обеспечивают 80% прибыли, распределяя ее среди своих клиентов.

Страхование жизни - это инвестиции с целью получения дохода в долгосрочной перспективе, а также сохранности средств, защищенных от колебаний курса. Это всё атрибуты накопительного страхования жизни.

Также существуют аннуитетные продукты – пенсионный аннуитет и аннуитет в результате несчастного случая на производстве.

Все хотят иметь достойную пенсию в старости, которая обеспечивается за счет обязательной индексации (5% в год), заложенной в пенсионный аннуитет. Так что через каждые 13-14 лет размер выплаты удваивается.

Также выплаты из пенсионного фонда могут исчерпаться через 6-7 лет, а выплаты по пенсионному аннуитету гарантируются на пожизненный срок. Таким образом, тем пенсионерам, которые планируют жить долго, выгоднее использовать свои накопления для покупки пенсионного аннуитета.

- Согласно последним данным Национального банка, в пятерку сильнейших страховых компаний по размеру активов входят три компании по страхованию жизни, при этом доля активов семи лайф-компаний составляет 27% совокупных активов всех страховых компаний республики.  С чем это связано? Ведь еще лет пять назад показатели КСЖ были в разы ниже.

- Повторюсь, это специфика деятельности КСЖ - долгосрочное накапливание средств. В развитых странах компании по страхованию жизни являются одними из основных инвесторов институциональных проектов экономики, значимым внутренним источником средств (доля инвестиционного портфеля страховщиков составляет 42% ВВП европейских стран).

При этом Казахстан при текущем уровне дохода населения может иметь сборы по страхованию жизни, в 8 раз превышающие текущие, до 200 млрд. тенге в год.

 - Могут ли компании по страхованию жизни конкурировать с банками в плане обеспечения финансовых потребностей населения?

- В плоскости долгосрочного накапливания средств с высокой степенью сохранности КСЖ имеют ряд преимуществ перед банками. В первую очередь, они не используют средства клиентов для выдачи кредитов физическим и юридическим лицам, то есть не подвергают их высокому кредитному риску. Что и произошло с банками в Казахстане из-за излишней агрессивности при кредитовании.

- Какие есть возможности у компаний, чтобы нарастить доход своих клиентов?

- Это, прежде всего, грамотное управление активами и пассивами, анализ и принятие своевременных инвестиционных решений, поддержание необходимого баланса между высокодоходными инструментами и надежными госбумагами, в соответствии с предпочтениями клиента.

 - Обычно хочется быстро и сразу. Вам не кажется, что люди еще не готовы вкладывать в долгосрочные инструменты?

- Инвестиционные аппетиты населения меняются, финансовый кризис вносит коррективы, в период высокой волатильности сохранность, поэтому надежность выходит на первый план.

- Мы проанализировали сайты компаний по страхованию жизни, практически у всех КСЖ стандартный страховой портфель. Это страхование в рамках Закона ОСРНС, пенсионный аннуитет, срочное страхование жизни и классический продукт – накопительное страхование жизни. Не топчется ли на месте отрасль? Может, население можно и нужно «расшевелить» более «модернизованными» продуктами? 

- Виды страхования жизни стандартны, однако, продукты можно в рамках видов создавать бесконечное множество. К примеру, совместный пенсионный аннуитет (на данный момент не имеет законодательной базы), когда супруги объединяют свои пенсионные накопления и получают страховые выплаты, пока жив хотя бы один из супругов.

В качестве нового направления в Казахстане рассматривается инвестиционное страхование жизни “Unit-linked”, которое позволяет инвестировать в международные финансовые инструменты с минимальными потерями времени и денег. На сегодня подготавливается нормативно-законодательная база для правильного развития данного продукта. При этом этот вид является самым популярным в мире продуктом страхования, составляя в среднем 60% от сборов всего рынка страхования жизни. Здесь клиент сам определяет, в какие инвестиционные инструменты либо их сочетание он хотел бы инвестировать свои средства.

Преимущества данного вида страхования - в полной траспарентности. Клиент при заключении договора знает о размере комиссий, получении и распределении инвестдохода, имеет постоянный полноценный доступ к истории изменений стоимости своих активов.

- В таком случае, насколько наш рынок законодательно к этому готов? Есть ли поддержка со стороны государства? Какие меры предпринимаются для развития отрасли?

- Национальный Банк РК в последнее время ведет активную работу, направленную на развитие отрасли страхования жизни. Налогообложение было приведено в соответствие с депозитами банков второго уровня (БВУ – Ред.) - исправлен механизм, при котором часто складывалась ситуация двойного налогообложения. На постоянной основе повышается качество учета и пруденциального регулирования отрасли, разрабатывается механизм гарантирования страховых выплат.

Также в мировой практике страны часто проводят политику субсидирования определённых направлений. К примеру, Государственная образовательная накопительная система, которая несколько лет назад была запущена в Казахстане через БВУ, но не получила развития из-за принципиально неверного подхода к специфике бизнеса. «Накопление на образование» в мировой практике - это классический продукт накопительного страхования жизни, поскольку является долгосрочным с регулярными взносами, с гарантией накопления в виде покрытия различных рисков (событий в жизни).

 - Какие гарантии вы даете своим клиентам, когда они задают вопросы о возможном банкротстве компании по страхованию жизни?

- Степень надежности КСЖ в Казахстане сегодня находится на очень высоком уровне. Ранее все банкротства/слияния/поглощения таких компаний в истории страны происходили лишь в результате нестабильности банковской/финансовой группы, в которую входила КСЖ.

Национальный банк Казахстана на постоянной основе, ежедекадно, проводит надзор и регулирование компаний по страхованию жизни. Они должны выполнять следующие пруденциальные нормативы: норматив достаточности маржи платежеспособности, норматив достаточности высоколиквидных активов, минимальный размер уставного капитала, а также норматив диверсификации активов.

Вообще, в мировой практике КСЖ наравне с пенсионными фондами являются самыми стабильным финансовыми институтами. А все потому, что ведут обоснованную, обдуманную деятельности в расчете на долгосрочный период работы. По этой причине они придерживаются консервативного подхода при анализе имеющихся рисков и составлении прогнозов своего развития.

Также отмечу, что сегодня рассматривается механизм гарантирования страховых выплат через институт Фонда гарантирования страховых выплат.

Поделиться
читайте также
В ОСНС сменился лидер
В ОСНС сменился лидер

КЖ отчитались по итогам августа 2019 года....

В Казахстане появилась альтернатива банковским депозитам
В Казахстане появилась альтернатива банковским депозитам

О новых возможностях инвестирования рассказа...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку