Страхование в Казахстане никогда не воспринималось как инновационная сфера. В отличие от банковского сектора, куда новые технологии и решения приходят в первую очередь. Со стороны может показаться, что, пока казахстанские банки строят целые экосистемы и внедряют инновационные решения, страховой рынок не развивается. Несмотря на то, что за последние 10 лет на страховом рынке не было по-настоящему революционных изменений (за исключением электронного полиса), это не означает, что страховщики не развивались.
Дело в том, что для любого технологичного скачка нужно, чтобы рынок созрел. А вместе с ним созрели и пользователи. На мой взгляд, сейчас страховщики как раз проходят через этот этап. В 90-х, когда рынок только зарождался, весь документооборот был бумажным, а главным «оружием» страховщика были справочник со списком компаний и стационарный телефон. Спустя десять лет страховые компании начали вкладывать большие средства в развитие инфраструктуры и развивать сервис. Спустя ещё десять лет все страховые компании имеют продающие сайты, страховые калькуляторы, CRM и диджитал-стратегию. Excel давно уступил место анализу больших данных, а андеррайтинг всё чаще полагается на скоринг-системы.
На мой взгляд, страховой рынок уже созрел для инноваций. В этом смысле внедрение онлайн-страхования по обязательным видам, изменения в законодательстве и смежных сферах – признак того, что пришло время меняться. Безусловно, это долгий процесс и то же онлайн-страхование вряд ли сразу покажет значительные результаты, но вектор развития хороший.
Что касается компаний по страхованию жизни, уверен, в ближайшие 10 лет в их работе многое изменится. Сейчас сложно сказать, какие технологии получат развитие в Казахстане, а какие – нет. Но, думаю, можно выделить несколько направлений, в сторону которых будут развиваться технологии.
Онлайн-страхование. Внедрение электронного полиса по обязательным видам лишь первый шаг. Думаю, в ближайшем будущем мы должны реализовать онлайн-страхование для КСЖ, а также онлайн-урегулирование. Только тогда можно говорить, что на рынке есть онлайн-услуги.
Анализ больших данных. У страховых компаний большие объёмы данных о клиентах. Поэтому умение эти данные анализировать и принимать на их основе решения – логичный шаг. Уверен, в ближайшем будущем казахстанские КСЖ смогут анализировать ещё больше клиентских данных. Например, состояние здоровья клиентов, историю их болезней и даже образ их жизни. Получив разрешение на доступ к таким данным, компании смогут улучшить качество андеррайтинга и создавать по-настоящему актуальные и востребованные продукты.
Машинное обучение. Учитывая, что страховые компании работают с рисками и должны уметь их предвидеть, машинное обучение имеет огромный потенциал. Такие системы позволят не просто улучшить качество андеррайтинга, но и создавать индивидуальные продукты для каждого отдельного клиента.
Маркетплейсы. Казахстанцы уже привыкли к сайтам, на которых можно проанализировать предложения сразу от нескольких страховых компаний. Как правило, такие сервисы заточены под обязательное автострахование ОГПО. Уверен, в ближайшем будущем – с развитием страхования жизни – такие сервисы будут помогать клиентам искать подходящие программы, к примеру, по накопительному страхованию жизни.
Телемедицина. Популярность гаджетов, отслеживающих показатели здоровья, растёт с каждым годом. В перспективе такие гаджеты могут стать обязательным условием для заключения договора страхования жизни. Таким образом страховые компании в режиме онлайн смогут отслеживать состояние здоровья своих клиентов, и в случае чего связываться с клиентами и давать им определённые рекомендации. В теории это снизит количество страховых случаев и удешевит страховые продукты. Появится ли что-то подобное в Казахстане – сложный вопрос, ведь даже в западных странах эта технология ещё не прижилась.
Повторюсь, сейчас сложно спрогнозировать, что из этого приживётся в Казахстане, а что – нет, потому что нужно учесть множество факторов. Однако очевидно одно: сейчас многое зависит от самих страховщиков. От того, насколько активно мы начнём строить новую инфраструктуру и внедрять новые технологии, будет зависеть судьба всего рынка.
Фото предоставлено пресс-службой компании.