bs-preloader__icon
ru kz en

"A good actuary is, in the first place, a good mathematician and researcher"

As LifeInsurance.kz previously reported, for the first time in Kazakhstan, the Society of Actuaries of Kazakhstan and Life Insurance Company Nomad LIFE announced a competition for an educational grant for actuarial courses. Last year students and graduates of domestic physics and mathematics and technical faculties with high academic performance can take part in it. One of organizers and teachers of actuarial courses, head of the department of fundamental mathematics of Al Farabi Kazak National University, Doctor of Physics and Mathematics, acting professor Mirbulat Bakhytzhanovich Sikhov, in his interview with our portal, told about these courses, the importance of mathematics in the profession of an actuary, and why such high demands are put to applicants.
"A good actuary is, in the first place, a good mathematician and researcher"
"A good actuary is, in the first place, a good mathematician and researcher"

Let us remind you, that the contest winners will have the opportunity to complete the first basic actuarial course with the following exam for free. With its successful delivery, they will also be able to take a second basic course of the minimum training program for actuaries in the Republic of Kazakhstan on a grant basis. Citizens of the Republic of Kazakhstan, born not earlier than 1994, the last year Bachelor’s program students of higher education institutions or graduates, postgraduates in Master's or PhD programs with a high GPA score (average score) are allowed to take part in the competition. Priority disciplines are mathematics, and physics. Also, the selection will take into account the prize places in Olympiads (school academic competitions), projects in mathematics, physics and the availability of free time to take the full course program. All details about the contest are available at: www.actuary-grant.kz.

- Mirbulat Bakhytzhanovich, you teach actuarial mathematics to students. Could you tell me about the subject, and why is not the economy but mathematics so important in the work of an actuary?

- When, for the first time in Kazakhstan, in the early 2000s they announced admission for actuarial courses, they mostly accepted economists, financiers, and mathematicians were admitted the least. Another condition was the knowledge of English, as the lectures were held in this language. The courses were organized by the National Bank of the Republic of Kazakhstan and the United States Agency for International Development (USAID). As a result, only 12-13 people out of 50 students passed examinations, and almost all of them were mathematicians or people with a good basic mathematical education. When later we started organizing actuarial courses ourselves, we admitted mostly mathematicians. The reason is simple. The weakness of all our universities with economic specialties is that they, unfortunately, have stopped teaching mathematics: probability theory, mathematical statistics, and mathematical analysis. That is why most of their graduates cannot study at our courses. And to become a good actuary, it takes to be a good mathematician and researcher. For example, our mathematician, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, whom I worked with in Kazak National University, Makhmud Sagyndyk, together with his wife, is now working as actuary in the US government. He is a member of the Society of Actuaries of the United States.

Now in the insurance market, most licensed actuaries are graduates from mathematical faculties.

The minimum training program for actuaries of the National Bank of the Republic of Kazakhstan, adopted in the early 2000s, includes 6 courses and 10 exams. The programs of the first 5 courses of them require good knowledge of mathematics. All actuarial tasks are related to calculations, and they are based on purely mathematical calculations: theory of probability, math statistics, and others.

- What are the actuarial courses? What should the future specialists learn from the basic course and for what period?

- Two first of these 6 courses are basic. And, as practice shows, those who could master and pass the exams on these two courses have great chances to successfully complete the remaining 4 courses and become licensed actuaries. Therefore, our task now is to select people who will be able to complete two basic courses.

The first actuaries in Kazakhstan used to receive licenses on the basis of these two first courses. Therefore, these courses contain all the most necessary materials to start working as an actuary. For instance, the first course includes the basics of financial mathematics: the theory of interest, financial annuities, loan repayment, bonds. Next are the fundamentals of the life insurance theory: mortality tables and methods of their construction, insurance annuities, life insurance, joint insurance annuities, and application of annuities to the retirement plans.

Insurance is divided into two branches: general insurance and life insurance. The second basic course provides basic knowledge on all the main issues and tasks of these insurance sectors, in particular: insurance products pricing, reserves, loss reserve estimation methods, reinsurance, investment theory, insurance annuities (more in-depth).

Those who graduated from these two basic courses can start working as newcomer actuaries, interns in insurance companies. Usually it works exactly this way. Insurance companies in our country are willing to hire the basic course graduates, and then these specialists can either pay for their own training on the remaining 4 actuarial courses, or these expenses are borne by their company, as it is interested in cultivating qualified personnel.

Such specialists can also work, for example, as risk managers, underwriters, or specialists of reinsurance department.

- Why did the course sponsor put forward such strict/high requirements to applicants?

- This is correct. I gave an example above, when the selection parameters for the very first courses of actuaries were not set correctly, a lot of money for training was spent, but only a small part of the graduates was able to pass the exams. In order to avoid this situation in future, it is important to establish high requirements to applicants at the selection stage.

- What is percentage of students who take this course? What is the reason for this?

- It depends on the course and the level of training of students. The statistics show that only 15-20% of the students successfully pass the exam on the first basic course from the first time. And the progress in the second course is more than 50%. But there is an opportunity to take the exams again.

- What is necessary for the successful completion of the courses?

- Of course, one good basic mathematical education cannot always be the guarantee for successful passing exams. And one of the reasons is the high intensity level of these courses. The total volume of actuarial courses is 144 hours, which must be attended within 3 weeks and one more week for preparation for the qualifying exam. It means that all these days, almost a month, will be dedicated to studying. That is, 8 hours a day, plus a lot of homework, approximately 12-16 hours a day in total. Unfortunately, our young people are not ready for such a hard training schedule.

If we make longer courses, it will allow us to reduce the intensity of the loads, the cost of training, however, will automatically increase, as additional costs for teachers' salaries and other expenses will follow.

- The competition organizer pays for the basic course of 50 qualified students. Is there really a shortage of personnel in this trade today? What are the reasons for that?

-  For the last 5-6 years they have practically stopped training the actuaries in our market. As a result, there is an acute shortage of personnel in the entire insurance market. Unfortunately, none of universities of Kazakhstan prepare actuaries, specialists for insurance companies. The very preparation for the introduction of such discipline in universities can take a lot of time; it is necessary to prepare the appropriate theoretical background, find teachers, and pass a long approval process. This can take several years. Therefore, it is important that future actuaries, first of all, get a good mathematical education in higher education institutions, and the rest they will learn in actuarial courses.

As you know, it is all about the workforce, especially in insurance companies. Now the level of risks (loss of property, damage to health, defaults on mortgages, etc.) is growing all over the world. And, in order to reduce their consequences, you need to be able to predict risks, and, most importantly, manage them in complex, critical situations. And for this we need competent specialists.

- What do these courses give to future specialists? What prospects do they open?

- Do not be afraid to work on yourself and raise your professional level. If today young people have a problem with employment, it is their fault in the first place. If you want to get a good salary, you have to comply: you need to study, as one diploma for life is not enough anymore; you need to constantly improve your skills, because the modern world is rapidly changing, as well as its demands and needs. For example, I know many guys who are preparing for a certified financial analyst (CFA) international exam, passing which will open the door to international financial organizations.

As for the perspective of the profession of an actuary, for example, in the US it is at the top of the leading occupations in the country, taking into account different preferences when choosing a job. And of course, it is one of the well-paid jobs. In Kazakhstan, for example, a highly qualified employee with a national higher education degree with a big experience of 15-20 years get a salary of around 150 thousand tenge. An assistant to an actuary, who graduated the relevant courses, have approximately the same salary in insurance companies, not to mention the prospects of a licensed actuary. By the way, Kairat Chegebayev, the Chairman of the Board of the JSC "LIC "NOMAD LIFE", a graduate from the Faculty of Mathematics of Kazak State University, is a licensed actuary.

- What do you think of allocating grants for training by NOMAD LIFE Company?

- This is a very good start. Having invested in the training of actuaries today, in 2-3 years the company will recoup its investments with good personnel. We hope that other insurance companies, seeing the results, will support this initiative. You cannot live for the day. Weak specialists will sooner or later affect the financial performance of the company. Investments in human capital, as world practice has shown, are always justified.

- How did you come to this mathematician profession and what difficulties did you face?

- I graduated from the Faculty of Mechanics and Mathematics, Kazak National University in 1982 with degree with honors, my average score was 5.0, i.e. the highest one. I had my internship, got my postgraduate degree and about six years later became a Candidate of Physical and Mathematical Sciences of the USSR with a good for those times salary of about 300 rubles. Let me remind you that the average salary of a simple engineer was 150 rubles. After the Soviet Union collapse, when our diplomas became useless to anyone, in order to support my family I had to work in sales. After 6 years, having provided the family with a more or less decent standard of living, I again started thinking of returning to science. All this time I have been receiving invitations from the university for teaching, and even taught students, but not on an ongoing basis. And the time when I was not short of money and could again devote myself to science came, otherwise it would be a shame to waste my well-earned diploma with honors. And, in general, we, people born and raised in Soviet era, wanted to serve our country (smiling). I had no goal to make all the money in the world (smiles).

I returned to my native department. When I had learned about actuarial mathematics, I passed relevant courses, and then participated in organizing these courses not only in Kazakhstan, but also in the Kyrgyz Republic and Azerbaijan. Now I again prepare future specialists in mathematics at the university in parallel working on introduction of the actuary discipline on the basis of Faculty of Mechanics and Mathematics at Al Farabi Kazak State University. We already present two basic actuarial courses on the Bachelor’s program along the trajectory "actuarial mathematics" to mathematic students. We opened Master’s program with more profound actuarial science teaching; the opening of PhD program is in plans. Now many students of Mathematics Faculty start to realize the prospects of the actuarial profession, therefore, probably, soon we will open an actuary major in the Faculty.

Share
read also
Slippery deposits
Slippery deposits

The National Bank, Financial Institutions’ Association of Kazakhstan and the bankin...

More than 300 people were injured at the workplace in Kazakhstan since the beginning of the year
More than 300 people were injured at the workplace in Kazakhstan since the beginning of the year

The largest number of injured is registered at the mining and smelting enterprises - ...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

«Хороший актуарий – это, прежде всего, хороший математик и исследователь»

Как ранее сообщал LifeInsurance.kz, впервые в Казахстане «Общество актуариев Казахстана» и Компания по страхованию жизни «НОМАД LIFE» при поддержке Национального банка РК объявляют конкурс на получение образовательного гранта на прохождение актуарных курсов. Принять участие в нем могут учащиеся последних курсов и выпускники отечественных физико-математических, технических факультетов с высокими показателями успеваемости в учебе. О том, что представляют собой эти курсы, почему предъявляются высокие требования к претендентам и о важности математики в профессии актуария, в интервью нашему порталу рассказал один из организаторов и преподавателей актуарных курсов, заведующий кафедрой фундаментальной математики КазНУ им.аль-Фараби, доктор физико-математических наук, и.о.профессора Мирбулат Бахытжанович Сихов.
«Хороший актуарий – это, прежде всего, хороший математик и исследователь»
«Хороший актуарий – это, прежде всего, хороший математик и исследователь»

Напомним, победители конкурса получат возможность бесплатно прослушать первый базовый актуарный курс с последующей сдачей экзамена. При его успешной сдаче они смогут также на грантовой основе пройти второй базовый курс минимальной программы обучения актуариев в РК. К участию в конкурсе допускаются граждане РК, родившиеся не ранее 1994г., учащиеся на последнем курсе бакалавриата высшего учебного заведения или недавно закончившие ВУЗ, либо учащиеся в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, с хорошим показателем GPA (средний балл). Приоритетными дисциплинами являются математика, физика. Также при отборе будут учитываться призовые места в олимпиадах, проектах по математике, физике и наличие свободного времени для прослушивания полной программы курсов. Все подробности о конкурсе - на сайте: www.actuary-grant.kz.

- Мирбулат Бахытжанович, Вы преподаете актуарную математику студентам. Расскажите, пожалуйста, что это за предмет, и почему так важна именно математика, а не экономика в работе актуария?

- Когда в первый раз в Казахстане был объявлен набор на актуарные курсы в начале 2000-х годов, то в основном принимали экономистов, финансистов, а математиков - в последнюю очередь. Еще одним условием было знание английского языка, так как лекции проходили на этом языке. Курсы были организованы Нацбанком РК и Агентством США по международному развитию (USAID). В итоге из 50 слушателей курсов сдали экзамены только 12-13 человек, и практически все они были математиками или с хорошим базовым математическим образованием. Когда позже мы сами стали организовывать актуарные курсы, то набирали в основном математиков, как и сейчас. Причина простая. Слабая сторона всех наших вузов с экономическими специальностями в том, что они, к сожалению, перестали учить математике: теории вероятности, матстатистике, матанализу. И поэтому большинство их выпускников не могут учиться на наших курсах. А чтобы стать хорошим актуарием, нужно быть хорошим математиком и исследователем. К примеру, наш математик, кандидат физико-математических наук, с которым я работал одно время здесь в КазНУ, Махмуд Сагындык со своей супругой работают актуариями в правительстве США. Сам он является членом общества актуариев США.

Сейчас на страховом рынке большинство лицензированных актуариев – выпускники математических факультетов.

Минимальная программа подготовки актуариев Нацбанка РК, принятая в начале 2000-х годов, включает 6 курсов и 10 экзаменов. Из них программы первых 5 курсов требуют хорошие знания по математике. Все актуарные задачи связаны с расчетами, а они основаны на чисто математических выкладках - на знании теории вероятности, матстатистики, и других.

- Что представляют собой сами актуарные курсы? Чему должны научиться будущие специалисты на базовом курсе и за какой период?

- Из этих 6 курсов первые два – базовые. И, как показывает практика, те, кто смог освоить и сдать экзамены по этим двум курсам, имеют большие шансы успешно пройти остальные 4 курса и стать лицензированными актуариями. Поэтому наша задача сейчас – отобрать людей, которые смогут пройти 2 базовых курса.

Раньше первые актуарии в Казахстане получали лицензии на базе этих двух первых курсов, поэтому они содержат все самые необходимые материалы для начала работы актуарием. К примеру, первый курс включает в себя: основы финансовой математики, а это теория процентов, финансовые аннуитеты, погашение ссуды, облигации. Далее идут основы теории страхования жизни: таблицы смертности и методы их построения, страховые аннуитеты, страхование жизни, совместные страховые аннуитеты, применение данных аннуитетов к пенсионным планам.

Страхование, как известно, делится на две отрасли: общее страхование и страхование жизни. Второй базовый курс дает базовые знания по всем основным вопросам и задачам этих отраслей страхования, в частности: ценообразование страховых продуктов, резервы, методы оценки резерва убытков, перестрахование, теория инвестиций, страховые аннуитеты (более углубленно).

Окончившие эти два базовых курса уже могут приступать к работе начинающими актуариями, стажерами в страховых компаниях. Обычно так и происходит. Страховые компании у нас охотно берут выпускников базового курса к себе на работу, а далее этот специалист может или сам оплатить свое обучение на оставшихся 4-х актуарных курсах, или эти расходы берет на себя его компания, так как заинтересована в выращивании квалифицированных кадров.

Такие специалисты также могут работать, к примеру, риск-менеджерами, андеррайтерами, в отделе перестрахования.

 - Почему спонсор курсов выдвинул такие строгие/высокие требования к поступающим?

- Это правильно. Я приводил пример выше, когда на самые первые курсы актуариев были не совсем верно заданы параметры отбора, затрачены большие средства на обучение, но лишь малая часть выпускников смогла сдать экзамены. Чтобы такая ситуация не повторилась, важно уже на этапе отбора установить высокие требования к претендентам.

- Какой процент учащихся, которые проходят этот курс? С чем это связано?

- Это зависит от курса и уровня подготовки слушателей. Статистика показывает, что экзамен по итогам первого базового курса с первого раза успешно сдают лишь 15-20% слушателей, не более. А успеваемость по второму курсу – более 50%. Но здесь есть возможность сдать экзамены повторно.

- Что необходимо для успешного прохождения курсов?

- Конечно, одно хорошее базовое образование по математике не всегда может быть гарантом успешной сдачи экзаменов. И одна из причин – высокий уровень интенсивности данных курсов. Общий объем актуарных курсов составляет 144 аудиторных часа, которые необходимо прослушать за 3 недели.  И еще одна неделя – подготовка к квалификационному экзамену. Это значит, что учебой будут заполнены все эти дни, практически весь месяц. То есть по 8 часов в день плюс выполнение немалого количества домашних заданий, всего получается примерно по 12-16 часов в день. К большому сожалению, наша молодежь к такому жесткому учебному графику в большинстве своем не готова.

Если мы сделаем курсы более продолжительными по времени, что позволит снизить интенсивность нагрузок, то стоимость обучения автоматически увеличится, так как последуют дополнительные затраты на зарплату преподавателей и так далее.

- Организатор конкурса оплачивает 50 слушателям, прошедшим отбор, прохождение базового курса. Действительно ли ощущается нехватка кадров в этой сфере на сегодня? С чем это связано?

- Последние 5-6 лет на нашем рынке практически перестали готовить актуариев. В итоге на сегодня на всем страховом рынке чувствуется острая нехватка кадров. К сожалению, актуариев –специалистов для страховых компаний – целенаправленно не готовит ни один учебный вуз в Казахстане. Сама подготовка к внедрению такой дисциплины в вузах может потребовать немало времени -  необходимо подготовить соответствующую теоретическую базу, преподавателей, которых на сегодня раз-два и обчелся, пройти долгий этап согласования. Это может занять несколько лет. Поэтому сейчас важно, чтобы будущие актуарии, прежде всего, получили в вузах хорошее математическое образование, а всему остальному обучились на актуарных курсах.

Как известно, кадры решают все, тем более, в страховых компаниях. Сейчас во всем мире растет уровень рисков (потери имущества, причинения вреда здоровью, дефолты по ипотеке и т.д.). И, чтобы уменьшить их последствия, нужно уметь прогнозировать риски, а, главное, управлять ими в сложных, критических ситуациях. И для этого нужны грамотные специалисты.

- Что дают эти курсы будущим специалистам? Какие перспективы открывают?

- Не надо бояться работать над собой и повышением своего уровня. Если сегодня у молодых проблема с трудоустройством, то, в первую очередь, виноваты они сами. Хочешь хорошую зарплату, - ей надо соответствовать, надо учиться, одного диплома на всю жизнь уже недостаточно, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, так как современный мир постоянно меняется, как и его требования и потребности. К примеру, я знаю многих ребят, которые самостоятельно готовятся к сдаче международных экзаменов на сертифицированного финансового аналитика (СFA), успешная сдача которых открывает им путь в международные финансовые организации.

Что касается перспективности профессии актуария, то, к примеру, в США по рейтингам она находится на вершине ведущих профессий в стране с учетом разных предпочтений при выборе работы. И конечно, является одной из самых высокооплачиваемых. В Казахстане, к примеру, высококвалифицированный сотрудник национального вуза с большим стажем (15-20 лет) получает в среднем 150 тысяч тенге. Примерно такая же зарплата в страховой компании у помощника актуария, окончившего соответствующие курсы, не говоря уже о перспективах лицензированного актуария. Кстати, председателем Правления компании АО «КСЖ  «НОМАД LIFE» является лицензированный актуарий, выпускник математического факультета КазНУ Чегебаев К.С.

- Как Вы оцениваете шаг компании «НОМАД LIFE» по выделению грантов на обучение?

- Это очень хороший почин. Вложив сегодня в подготовку актуариев, компания буквально через 2-3 года с лихвой окупит свои инвестиции, получив хорошие кадры. Надеемся, что другие страховые компании, увидев результаты, поддержат эту инициативу. Нельзя жить только сегодняшним днем. Нужно понимать, что наличие слабых специалистов рано или поздно отразится на финансовых показателях компании в целом.  Инвестиции в человеческий капитал, как показала мировая практика, всегда оправдываются. 

- Расскажите, как Вы сами пришли в эту профессию математика и с какими трудностями приходилось сталкиваться?

- Я окончил мехмат КазГУ в 1982 году с красным дипломом, мой средний бал составил 5,0, то есть высший. Прошел, как положено, стажировку, окончил аспирантуру и буквально через 6 лет стал кандидатом физико-математических наук СССР с хорошим по тем временам окладом около 300 рублей. Напомню, средняя зарплата простого инженера тогда составляла 150 рублей. После распада Советского Союза, когда наши дипломы стали никому не нужны, пришлось заниматься торговлей, чтобы прокормить семью. Через 6 лет, обеспечив семью более-менее необходимым материальным уровнем, я вновь задумался о возвращении в науку. Все это время я получал приглашения от вуза по преподаванию, и даже обучал студентов, но не на постоянной основе. А здесь настал период, когда я уже особо не нуждался материально и мог снова посвятить себя науке, иначе было бы обидно за свой заработанный честным трудом красный диплом, и в целом нам, людям с советским воспитанием, хотелось служить Родине (улыбается). Цели – заработать все деньги мира – у меня не было и нет (улыбается).

Я вернулся на родную кафедру, позже узнал об актуарной математике, прошел соответствующие курсы, а потом сам участвовал в организации этих курсов не только в Казахстане, но и в Кыргызской Республике, Азербайджане. Сейчас вновь готовлю в вузе будущих специалистов по математике, параллельно веду работу по внедрению дисциплины актуария на базе мехмата в КазНУ им.аль-Фараби. Два базовых актуарных курса мы уже даем на бакалавриате по траектории «актуарная математика» студентам-математикам. Открыли магистратуру, в рамках которой обучаем актуарной науке более углубленно, в планах также открытие Phd-докторантуры. Сейчас многие студенты мехмата начали понимать перспективность актуарной профессии, поэтому, возможно, вскоре мы откроем специальность актуария на базе мехмата.

Поделиться
читайте также
Эксперт: Для приватизации ГАК нужно подобрать правильное время
Эксперт: Для приватизации ГАК нужно подобрать правильное время

Для приватизации Государственной аннуитетной...

Как в течение жизни меняются требования клиентов к полисам КСЖ
Как в течение жизни меняются требования клиентов к полисам КСЖ

Требования людей к компаниям по страхованию ж...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку