Напомним, победители конкурса получат возможность бесплатно прослушать первый базовый актуарный курс с последующей сдачей экзамена. При его успешной сдаче они смогут также на грантовой основе пройти второй базовый курс минимальной программы обучения актуариев в РК. К участию в конкурсе допускаются граждане РК, родившиеся не ранее 1994г., учащиеся на последнем курсе бакалавриата высшего учебного заведения или недавно закончившие ВУЗ, либо учащиеся в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, с хорошим показателем GPA (средний балл). Приоритетными дисциплинами являются математика, физика. Также при отборе будут учитываться призовые места в олимпиадах, проектах по математике, физике и наличие свободного времени для прослушивания полной программы курсов. Все подробности о конкурсе - на сайте: www.actuary-grant.kz.
- Мирбулат Бахытжанович, Вы преподаете актуарную математику студентам. Расскажите, пожалуйста, что это за предмет, и почему так важна именно математика, а не экономика в работе актуария?
- Когда в первый раз в Казахстане был объявлен набор на актуарные курсы в начале 2000-х годов, то в основном принимали экономистов, финансистов, а математиков - в последнюю очередь. Еще одним условием было знание английского языка, так как лекции проходили на этом языке. Курсы были организованы Нацбанком РК и Агентством США по международному развитию (USAID). В итоге из 50 слушателей курсов сдали экзамены только 12-13 человек, и практически все они были математиками или с хорошим базовым математическим образованием. Когда позже мы сами стали организовывать актуарные курсы, то набирали в основном математиков, как и сейчас. Причина простая. Слабая сторона всех наших вузов с экономическими специальностями в том, что они, к сожалению, перестали учить математике: теории вероятности, матстатистике, матанализу. И поэтому большинство их выпускников не могут учиться на наших курсах. А чтобы стать хорошим актуарием, нужно быть хорошим математиком и исследователем. К примеру, наш математик, кандидат физико-математических наук, с которым я работал одно время здесь в КазНУ, Махмуд Сагындык со своей супругой работают актуариями в правительстве США. Сам он является членом общества актуариев США.
Сейчас на страховом рынке большинство лицензированных актуариев – выпускники математических факультетов.
Минимальная программа подготовки актуариев Нацбанка РК, принятая в начале 2000-х годов, включает 6 курсов и 10 экзаменов. Из них программы первых 5 курсов требуют хорошие знания по математике. Все актуарные задачи связаны с расчетами, а они основаны на чисто математических выкладках - на знании теории вероятности, матстатистики, и других.
- Что представляют собой сами актуарные курсы? Чему должны научиться будущие специалисты на базовом курсе и за какой период?
- Из этих 6 курсов первые два – базовые. И, как показывает практика, те, кто смог освоить и сдать экзамены по этим двум курсам, имеют большие шансы успешно пройти остальные 4 курса и стать лицензированными актуариями. Поэтому наша задача сейчас – отобрать людей, которые смогут пройти 2 базовых курса.
Раньше первые актуарии в Казахстане получали лицензии на базе этих двух первых курсов, поэтому они содержат все самые необходимые материалы для начала работы актуарием. К примеру, первый курс включает в себя: основы финансовой математики, а это теория процентов, финансовые аннуитеты, погашение ссуды, облигации. Далее идут основы теории страхования жизни: таблицы смертности и методы их построения, страховые аннуитеты, страхование жизни, совместные страховые аннуитеты, применение данных аннуитетов к пенсионным планам.
Страхование, как известно, делится на две отрасли: общее страхование и страхование жизни. Второй базовый курс дает базовые знания по всем основным вопросам и задачам этих отраслей страхования, в частности: ценообразование страховых продуктов, резервы, методы оценки резерва убытков, перестрахование, теория инвестиций, страховые аннуитеты (более углубленно).
Окончившие эти два базовых курса уже могут приступать к работе начинающими актуариями, стажерами в страховых компаниях. Обычно так и происходит. Страховые компании у нас охотно берут выпускников базового курса к себе на работу, а далее этот специалист может или сам оплатить свое обучение на оставшихся 4-х актуарных курсах, или эти расходы берет на себя его компания, так как заинтересована в выращивании квалифицированных кадров.
Такие специалисты также могут работать, к примеру, риск-менеджерами, андеррайтерами, в отделе перестрахования.
- Почему спонсор курсов выдвинул такие строгие/высокие требования к поступающим?
- Это правильно. Я приводил пример выше, когда на самые первые курсы актуариев были не совсем верно заданы параметры отбора, затрачены большие средства на обучение, но лишь малая часть выпускников смогла сдать экзамены. Чтобы такая ситуация не повторилась, важно уже на этапе отбора установить высокие требования к претендентам.
- Какой процент учащихся, которые проходят этот курс? С чем это связано?
- Это зависит от курса и уровня подготовки слушателей. Статистика показывает, что экзамен по итогам первого базового курса с первого раза успешно сдают лишь 15-20% слушателей, не более. А успеваемость по второму курсу – более 50%. Но здесь есть возможность сдать экзамены повторно.
- Что необходимо для успешного прохождения курсов?
- Конечно, одно хорошее базовое образование по математике не всегда может быть гарантом успешной сдачи экзаменов. И одна из причин – высокий уровень интенсивности данных курсов. Общий объем актуарных курсов составляет 144 аудиторных часа, которые необходимо прослушать за 3 недели. И еще одна неделя – подготовка к квалификационному экзамену. Это значит, что учебой будут заполнены все эти дни, практически весь месяц. То есть по 8 часов в день плюс выполнение немалого количества домашних заданий, всего получается примерно по 12-16 часов в день. К большому сожалению, наша молодежь к такому жесткому учебному графику в большинстве своем не готова.
Если мы сделаем курсы более продолжительными по времени, что позволит снизить интенсивность нагрузок, то стоимость обучения автоматически увеличится, так как последуют дополнительные затраты на зарплату преподавателей и так далее.
- Организатор конкурса оплачивает 50 слушателям, прошедшим отбор, прохождение базового курса. Действительно ли ощущается нехватка кадров в этой сфере на сегодня? С чем это связано?
- Последние 5-6 лет на нашем рынке практически перестали готовить актуариев. В итоге на сегодня на всем страховом рынке чувствуется острая нехватка кадров. К сожалению, актуариев –специалистов для страховых компаний – целенаправленно не готовит ни один учебный вуз в Казахстане. Сама подготовка к внедрению такой дисциплины в вузах может потребовать немало времени - необходимо подготовить соответствующую теоретическую базу, преподавателей, которых на сегодня раз-два и обчелся, пройти долгий этап согласования. Это может занять несколько лет. Поэтому сейчас важно, чтобы будущие актуарии, прежде всего, получили в вузах хорошее математическое образование, а всему остальному обучились на актуарных курсах.
Как известно, кадры решают все, тем более, в страховых компаниях. Сейчас во всем мире растет уровень рисков (потери имущества, причинения вреда здоровью, дефолты по ипотеке и т.д.). И, чтобы уменьшить их последствия, нужно уметь прогнозировать риски, а, главное, управлять ими в сложных, критических ситуациях. И для этого нужны грамотные специалисты.
- Что дают эти курсы будущим специалистам? Какие перспективы открывают?
- Не надо бояться работать над собой и повышением своего уровня. Если сегодня у молодых проблема с трудоустройством, то, в первую очередь, виноваты они сами. Хочешь хорошую зарплату, - ей надо соответствовать, надо учиться, одного диплома на всю жизнь уже недостаточно, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, так как современный мир постоянно меняется, как и его требования и потребности. К примеру, я знаю многих ребят, которые самостоятельно готовятся к сдаче международных экзаменов на сертифицированного финансового аналитика (СFA), успешная сдача которых открывает им путь в международные финансовые организации.
Что касается перспективности профессии актуария, то, к примеру, в США по рейтингам она находится на вершине ведущих профессий в стране с учетом разных предпочтений при выборе работы. И конечно, является одной из самых высокооплачиваемых. В Казахстане, к примеру, высококвалифицированный сотрудник национального вуза с большим стажем (15-20 лет) получает в среднем 150 тысяч тенге. Примерно такая же зарплата в страховой компании у помощника актуария, окончившего соответствующие курсы, не говоря уже о перспективах лицензированного актуария. Кстати, председателем Правления компании АО «КСЖ «НОМАД LIFE» является лицензированный актуарий, выпускник математического факультета КазНУ Чегебаев К.С.
- Как Вы оцениваете шаг компании «НОМАД LIFE» по выделению грантов на обучение?
- Это очень хороший почин. Вложив сегодня в подготовку актуариев, компания буквально через 2-3 года с лихвой окупит свои инвестиции, получив хорошие кадры. Надеемся, что другие страховые компании, увидев результаты, поддержат эту инициативу. Нельзя жить только сегодняшним днем. Нужно понимать, что наличие слабых специалистов рано или поздно отразится на финансовых показателях компании в целом. Инвестиции в человеческий капитал, как показала мировая практика, всегда оправдываются.
- Расскажите, как Вы сами пришли в эту профессию математика и с какими трудностями приходилось сталкиваться?
- Я окончил мехмат КазГУ в 1982 году с красным дипломом, мой средний бал составил 5,0, то есть высший. Прошел, как положено, стажировку, окончил аспирантуру и буквально через 6 лет стал кандидатом физико-математических наук СССР с хорошим по тем временам окладом около 300 рублей. Напомню, средняя зарплата простого инженера тогда составляла 150 рублей. После распада Советского Союза, когда наши дипломы стали никому не нужны, пришлось заниматься торговлей, чтобы прокормить семью. Через 6 лет, обеспечив семью более-менее необходимым материальным уровнем, я вновь задумался о возвращении в науку. Все это время я получал приглашения от вуза по преподаванию, и даже обучал студентов, но не на постоянной основе. А здесь настал период, когда я уже особо не нуждался материально и мог снова посвятить себя науке, иначе было бы обидно за свой заработанный честным трудом красный диплом, и в целом нам, людям с советским воспитанием, хотелось служить Родине (улыбается). Цели – заработать все деньги мира – у меня не было и нет (улыбается).
Я вернулся на родную кафедру, позже узнал об актуарной математике, прошел соответствующие курсы, а потом сам участвовал в организации этих курсов не только в Казахстане, но и в Кыргызской Республике, Азербайджане. Сейчас вновь готовлю в вузе будущих специалистов по математике, параллельно веду работу по внедрению дисциплины актуария на базе мехмата в КазНУ им.аль-Фараби. Два базовых актуарных курса мы уже даем на бакалавриате по траектории «актуарная математика» студентам-математикам. Открыли магистратуру, в рамках которой обучаем актуарной науке более углубленно, в планах также открытие Phd-докторантуры. Сейчас многие студенты мехмата начали понимать перспективность актуарной профессии, поэтому, возможно, вскоре мы откроем специальность актуария на базе мехмата.