bs-preloader__icon
ru kz en

How the workers' insurance is to be reformed

Gulmira Ubegaliyeva, the Board Chairman of Eurasia Life Insurance Company (LIC) wrote an op-ed for Forbes (Kazakhstan).
How the workers' insurance is to be reformed

According to the Ministry of Labor and Social Protection, 200 people died in the line of duty in Kazakhstan, and another 1,465 were injured of varying severity in 2021. Is it a lot or a little? I would like to note that the data of the Ministry of Labor are somewhat different from the data of the Bureau of National Statistics.

State statistics cover only officially registered cases. It must be admitted that the violation of labor rights in our country is far from uncommon, so the figures for industrial injuries can be safely multiplied by three to get a more complete picture.

According to the Bureau of Statistics, ten years ago, in 2011, 283 people died at work in Kazakhstan, and another 2,817 were injured. At the end of the USSR era, in 1991, almost 32 thousand people suffered in the performance of labor duties, and 925 died. Due to the economic structure of those years, working specialties were in demand, and there were a few more industrial productions, but there was definitely a real problem with labor safety in Soviet times, according to the numbers.

Since the CAI launch in 2005, partly owing to insurance companies, the number of accidents has slowly but surely begun to decline.

Do you want it to be like under socialism?

At least 30% of industrial injuries end in disability with partial or complete loss of ability to work. The victims often lose limbs. Last year there were 78 cases of traumatic amputation, 45 people lost their sight. Another 351 people developed occupational diseases losing the opportunity to work fully.

In retrospect of Soviet times, one can note not only the complete absence of an accessible environment. The state pretended that there were no people with disabilities in society. Therefore, building codes did not even suggest the construction of ramps. Scientific achievements served the military-industrial complex, and not the citizens who received injuries and occupational diseases.

“Advanced” Soviet prostheses could not perform any functions other than imitation, thereby simply complicating the life of their owners. Unfortunately, such samples are mass-produced today as part of the state order. It was impossible to purchase a wheelchair either in free sale or by coupons. To solve this problem, people with limited mobility used boards with wheels, usually made in a handicraft way.

Workers lose not only limbs, burns of the eyes, respiratory system, and similar types of “professional burnout” often occur in hazardous industries. Today, life insurance companies (LICs) incur additional costs for prosthetics, sanatorium resort therapy and surgeries under the CAI. There are examples when a computer and special software are purchased for the visually impaired due to an industrial injury.

Just last month, we paid an insurance benefit of over 57 million tenge to the family of a worker who had died at work. His widow and children will receive more than 400 thousand tenge monthly (with annual indexation), which is comparable to the salary of the deceased. Money will not be able to make up for the loss of the family but it will help raise children. This is far from an isolated example. Recipients of state benefits can hardly count on such payments today.

Such improvements are the merit of the market and by no means legacy of the Soviet regime. It is obvious that private capital within the framework of the CAI copes with the fulfillment of the social task of providing for affected citizens incomparably better than the Soviet state did. And why then take a step back and step on the Soviet rake again?

Voluntarism is our everything

The quality of insurance coverage for employees directly depends on insurance rates. In 2015, the Ministry of Labor reduced the tariffs for CAI, for the sake of big business, worsening the conditions for the insured. Changes are pending on the market, but it is clear that the ministry does not have a clear vision for the system development, as evidenced by the inconsistency of decisions made.

CAI tariffs were first raised this March, but after only six months they were reduced again. This leapfrog is detrimental to insurance products designed to provide for the families of injured workers for decades after the accident. If insurance payments run out one day, where will the widow with hungry children go? To an official who retired a long time ago, who signed the decision to reduce tariffs, or to an insurance company that was making regular payments for many years?

Big business by putting pressure on the ministry is interested in reducing the cost of insurance. Whether workers who have been injured in the workplace, as already “waste material”, will receive payments within the prescribed period, is no longer important. Such an “optimization” of insurance will lead to the fact that one day the hand of the giver will become impoverished, especially since, unlike the current CAI system, the Ministry of Labor proposes radical reforms that allow it to become both a giver and a taker.

“Hazards” for the Ministry of Labor

The participants in the insurance market came across the presentation “Proposals for improving labor safety through the prism of improving the CAI system” in November, developed by the National Research Institute for Labor Safety.

It is not clear how to improve work safety by reforming the CAI, and what competencies the safety specialists have in the field of insurance. A certain prism proposes to solve the problem of injuries in one of the following ways:

The first option is a transition to the model of a single operator, which the State Social Insurance Fund (SSIF) will be. It is proposed to move from employer liability to social insurance. Large employers will pay less than they do now, which will worsen the quality of insurance coverage for workers injured in the workplace.

The second option is a transformation of State Annuity Company (SAC) into a single operator with an extensive network of insurance agents. However, a few years ago, the market abandoned intermediaries on this class of insurance in order to reduce costs and increase the overall efficiency of CAI. The national institute proposes to keep only one state-owned insurance company without an alternative and create an army that, for agency fees, will lead employers to where they are legally obliged to go on their own.

The third option is to entrust LICs with the implementation of preventive programs to reduce occupational deaths and injuries. Not only were insurance rates on CAI cut in September, but the Institute for Labor Protection also proposed to assign LICs to direct responsibilities of the Ministry of Labor and relevant departments. With the same success, one could propose to abolish the Ministry of Labor and Social Protection, and at the same time the National Institute of Labor Protection as superfluous.

Apparently, the institute considered that workers who put their lives and health at work and their families were entitled to too high payments from life insurance companies compared to other categories of citizens in case of injury at work or death.

In addition, it is proposed to increase the pension coverage of workers employed in hazardous working conditions, which, of course, is an important issue. However, the authors of the presentation refer to such people only as “hazards”. This is an indicative attitude of individual officials towards people they need to take care of, and not come up with condescending nicknames.

Officials keep disobeying the president

There are a variety of estimates of the state's participation in Kazakhstan's GDP; official data is not provided to the general public. Average estimates come down to about 20%. The OECD in its reports already speaks of 30-40%. The truth is somewhere in the middle.

We have been hearing from the highest rostrums about the need to reduce the role of the state in the economy for many years now. The President Tokayev is also concerned with this issue; he has repeatedly spoken about the excessive role of the state in the real economic sector and given corresponding instructions to the economic bloc of the country.

The state should completely secede or minimize its participation in those areas where the private capital is; this is a sound intention of the president. Denationalization is a new-old economic leitmotif, within the framework of which, among other things, the IPO program of national companies has been resumed.

Despite the declared economic course, on the government sidelines there are suggestions to transfer CAI to the hands of the state. This initiative is presented with reference to the Soviet experience.

Medicine for CAI

Instead of market mechanisms, the National Institute for Labor Safety proposes to monopolize CAI with the actual creation of another quasi-tax. As a result, we get the opposite effect: there will be absolutely no incentive for employers to improve working conditions and reduce the statistics of injuries and deaths in order to receive better insurance rates.

According to various data, only 30-40% of working Kazakhstanis are covered by the CAI system. Of those insured, for a significant part of the employees, the occupational risk class is underestimated by the employer, because of which, the person will not receive appropriate compensation in case of accident. The attention of the government should be directed to the solution of these problems.

Now, all parties have their own clear roles in the CAI system: the employer insures, the state regulates, insurers pay. The officials should make sure that each party fulfills its obligations in good faith.

Insurance companies stimulate employers to work on reducing industrial injuries with tariffs and have sharply raised the standards for providing for the families of the dead and injured.

This is not the first attempt to drive private capital out of the life insurance market. If this happens, then one of these days we will find out that people working in hazardous industries will become the next “hazards” for officials.

P.S. Nine people get seriously injured during every shift across Kazakhstan.

Source: https://forbes.kz/finances/insurance/sovetskie_protezyi_dlya_novogo_kazahstana_kak_hotyat_reformirovat_strahovanie_rabotnikov

Photos are from open sources.

Share
read also
Top-10 insurance companies of Uzbekistan have 76,4% market share
Top-10 insurance companies of Uzbekistan have 76,4% market share

Most of insurance companies were able to achieve significant positive results in term...

Russian LIC analyzed insurance events that occurred with clients during the New Year celebration
Russian LIC analyzed insurance events that occurred with clients during the New Year celebration

60 insured events have occurred with the company's clients for two holidays on Decemb...

People in Russia are looking for alternative ways of saving money
People in Russia are looking for alternative ways of saving money

The interest of Russians in universal life insurance (endowment) is growing. In the 1...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Как хотят реформировать страхование работников

Гульмира Убегалиева, председатель правления компании по страхованию жизни (КСЖ) «Евразия» высказалась о возможной реформе ОСНС.
Как хотят реформировать страхование работников

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2021 году при исполнении служебных обязанностей в Казахстане погибло 200 человек, ещё 1465 получили травмы разной степени тяжести. Много это или мало? Отмечу, что сведения Минтруда несколько отличаются от данных Бюро национальной статистики.

Государственная статистика охватывает только официально зарегистрированные случаи. Надо признать, что нарушение трудовых прав в нашей стране – далеко не редкость, поэтому цифры производственного травматизма для получения более полной картины можно смело умножать на три.

По данным Бюро статистики, десять лет назад, в 2011 году, в Казахстане на производстве погибло 283 человека, ещё 2817 получили травмы. На излёте СССР – в 1991 году – при осуществлении трудовых обязанностей пострадало почти 32 тысячи человек, а 925 погибли. В силу структуры экономики тех лет рабочие специальности были востребованы, а промышленных производств функционировало несколько больше, но с охраной труда в советские времена определённо была настоящая беда, на что нам прямо указывают цифры.

С момента запуска ОСНС в 2005 году, не без участия страховых компаний, количество несчастных случаев медленно, но верно начало снижаться.

Хотите как при социализме?

Не менее 30% производственных травм заканчиваются инвалидностью с частичной или полной потерей трудоспособности. Нередко пострадавшие теряют конечности, в прошлом году было 78 случаев травматической ампутации, 45 человек лишились зрения. Ещё 351 человек заработал профессиональные заболевания, потеряв возможность полноценно работать.

Вспоминая советские времена, можно отметить не только полное отсутствие доступной среды. Государство делало вид, будто в обществе нет людей с инвалидностью, из-за чего строительными нормами не предполагалось даже возведение пандусов. Научные достижения служили военно-промышленному комплексу, а не получившим травмы и профессиональные заболевания гражданам.

«Передовые» советские протезы никаких функций, кроме как имитации, выполнять не могли, тем самым просто осложняя жизнь своих владельцев. К сожалению, подобные образцы массово производятся и сегодня в рамках госзаказа. Было невозможно приобрести ни в свободной продаже, ни по талонам и кресло-каталку. Маломобильные граждане для решения данной проблемы использовали доски с колёсиками, обычно изготовленные кустарным способом.

На опасных производствах рабочие теряют не только конечности: нередко происходят ожоги глаз, дыхательной системы и тому подобные виды «профессионального выгорания». Сегодня в рамках ОСНС компании по страхованию жизни (КСЖ) несут дополнительные расходы по протезированию, санаторно-курортному лечению и операциям. Есть примеры, когда для слабовидящих вследствие производственной травмы приобретают компьютер и специальное программное обеспечение.

Буквально в прошлом месяце нами была осуществлена страховая выплата более 57 млн тенге для семьи погибшего на производстве рабочего. Его вдова и дети будут получать свыше 400 тыс. тенге ежемесячно (с ежегодной индексацией), что сравнимо с зарплатой погибшего. Деньги не смогут восполнить утрату семье, но помогут вырастить детей. Это далеко не единичный пример. Получатели государственных пособий вряд ли сегодня могут рассчитывать на подобные выплаты.

Такие улучшения – заслуга рынка и отнюдь не наследие советской власти. Очевидно, что частный капитал в рамках ОСНС справляется с выполнением социальной задачи по обеспечению пострадавших граждан несравнимо лучше, чем делало это советское государство. И зачем тогда делать шаг назад и снова наступать на советские грабли?

Волюнтаризм – наше всё

Качество страхового покрытия работников напрямую зависит от страховых тарифов. В 2015 году Минтруда в угоду крупному бизнесу снизило тарифы по ОСНС, ухудшив условия для застрахованных. На рынке назрели изменения, однако стало понятно, что у министерства нет внятного видения развития системы, о чём свидетельствует непоследовательность принимаемых решений.

Ещё в марте этого года тарифы ОСНС сначала были повышены, однако спустя всего полгода снова снижены. Такая чехарда пагубно воздействует на страховые продукты, рассчитанные обеспечивать семьи пострадавших рабочих на протяжении десятилетий после наступления несчастного случая. Если страховые выплаты однажды закончатся, куда придёт вдова с голодными детьми? К давно уволившемуся чиновнику, который подписывал решение о снижении тарифов, или в страховую компанию, которая исправно многие годы делала выплаты?

Крупный бизнес, оказывая давление на министерство, заинтересован в том, чтобы снизить стоимость страхования. Будут ли пострадавшие на производстве рабочие, как уже «отработанный материал», получать выплаты в течение положенного срока, уже неважно. Такая «оптимизация»  страхования приведёт к тому, что однажды рука дающего оскудеет, тем более что, в отличие от действующей сегодня системы ОСНС, Минтруда предлагает радикальные реформы, позволяющие ему стать одновременно рукой и дающей, и берущей.

«Вредники» для Минтруда

В ноябре участникам страхового рынка попала в руки презентация «Предложения по улучшению охраны труда через призму совершенствования системы ОСНС», разработанная Республиканским научно-исследовательским институтом по охране труда.

Непонятно, как можно улучшить безопасность на производстве путём реформирования ОСНС, да и какими компетенциями обладают специалисты по охране труда в области страхования. Некая призма проблему травматизма предлагает решить одним из следующих способов.

Первый вариант – переход к модели единого оператора, которым выступит Государственный фонд социального страхования (ГФСС). Предлагается перейти от ответственности работодателя к социальному страхованию. Да, крупные работодатели будут платить меньше, чем сейчас, отчего ухудшится качество страхового обеспечения пострадавших на производстве работников.

Второй вариант – трансформация «Государственной аннуитетной компании» (ГАК) в единого оператора с созданием обширной сети страховых агентов. При этом несколько лет назад рынок отказался от посредников по данному классу страхования для сокращения издержек и повышения общей эффективности ОСНС. Республиканский институт предлагает безальтернативно оставить только одну государственную страховую компанию и создать армию, которая за агентское вознаграждение будет приводить работодателей туда, куда они по закону обязаны прийти сами.

Третий вариант – возложить на КСЖ проведение превентивных программ для снижения производственной смертности и травматизма. Мало того что в сентябре были урезаны страховые тарифы по ОСНС, так Институт по охране труда еще предлагает возложить на КСЖ прямые обязанности Минтруда и профильных ведомств. С таким же успехом можно было предложить упразднить Министерство труда и соцзащиты, а заодно Республиканский институт охраны труда за ненадобностью.

Видимо, в институте посчитали, что рабочим, положившим жизнь и здоровье на производстве, и их семьям полагаются слишком высокие выплаты от компаний по страхованию жизни по сравнению с другими категориями граждан в случае получения травмы на работе или смерти.

Кроме того, отдельно предлагается повысить пенсионное обеспечение работников, занятых во вредных условиях труда, что, безусловно, является важным вопросом. При этом авторы презентации таких граждан именуют не иначе, как «вредники». Это показательное отношение отдельных чиновников к людям, о которых им нужно заботиться, а не придумывать снисходительные прозвища.

Чиновники усердно не слушаются президента

Существуют самые разные оценки участия государства в ВВП Казахстана – официальных данных широкой общественности не предоставляют. Средние оценки сводятся примерно к 20%. ОЭСР в своих отчётах говорит уже о 30-40%. Истина где-то посередине.

Уже много лет подряд с самых высоких трибун мы слышим о необходимости снижения роли государства в экономике. Этот вопрос беспокоит и президента Токаева, который неоднократно говорил об избыточной роли государства в реальном секторе экономики и давал соответствующие поручения экономическому блоку страны.

Государство должно выходить полностью либо минимизировать своё участие в тех сферах, где присутствует частный капитал, – это здравое намерение президента. Разгосударствление – новый-старый экономический лейтмотив, в рамках которого, в том числе, возобновили программу IPO нацкомпаний.

Несмотря на заявленный экономический курс, в кулуарах правительства звучат предложения по передаче ОСНС в руки государства. Подаётся данная инициатива со ссылкой на советский опыт.

Лекарство для ОСНС

Вместо рыночных механизмов в Республиканском институте охраны труда предлагают монополизировать ОСНС с фактическим созданием очередного квазиналога. В результате мы получим обратный эффект: у работодателей не будет абсолютно никакого стимула улучшать условия труда и уменьшать статистику травм и смертей для получения более выгодных страховых тарифов.

По разным данным, системой ОСНС охвачено только 30-40% работающих казахстанцев. Из тех же, кто застрахован, по значительной части сотрудников класс профессионального риска занижен работодателем, из-за чего при наступлении несчастного случая человек не получит соответствующей компенсации. Как раз на решение подобных проблем должно быть направлено внимание государства.

Сейчас в системе ОСНС у всех сторон свои понятные роли: работодатель – страхует, государство – регулирует, страховщики – платят. Чиновникам лучше сосредоточиться на том, чтобы каждая сторона добросовестно выполняла взятые на себя обязательства.

Страховые компании тарифами стимулируют работодателей работать над снижением производственного травматизма и резко повысили стандарты обеспечения семей погибших и пострадавших.

Это не первая попытка выбить частный капитал с рынка страхования жизни. Если такое произойдёт, то не далёк день, когда мы обнаружим, что работающие на опасных производствах граждане для чиновников станут очередными «вредниками».

P.S. За каждую рабочую смену по всему Казахстану девять человек получают тяжёлые травмы.

Источник: https://forbes.kz/finances/insurance/sovetskie_protezyi_dlya_novogo_kazahstana_kak_hotyat_reformirovat_strahovanie_rabotnikov

Фото из открытых источников

 

Поделиться
читайте также
Роль железа в организме
Роль железа в организме

Железо помогает поддерживать многие важные фу...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку