По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2021 году при исполнении служебных обязанностей в Казахстане погибло 200 человек, ещё 1465 получили травмы разной степени тяжести. Много это или мало? Отмечу, что сведения Минтруда несколько отличаются от данных Бюро национальной статистики.
Государственная статистика охватывает только официально зарегистрированные случаи. Надо признать, что нарушение трудовых прав в нашей стране – далеко не редкость, поэтому цифры производственного травматизма для получения более полной картины можно смело умножать на три.
По данным Бюро статистики, десять лет назад, в 2011 году, в Казахстане на производстве погибло 283 человека, ещё 2817 получили травмы. На излёте СССР – в 1991 году – при осуществлении трудовых обязанностей пострадало почти 32 тысячи человек, а 925 погибли. В силу структуры экономики тех лет рабочие специальности были востребованы, а промышленных производств функционировало несколько больше, но с охраной труда в советские времена определённо была настоящая беда, на что нам прямо указывают цифры.
С момента запуска ОСНС в 2005 году, не без участия страховых компаний, количество несчастных случаев медленно, но верно начало снижаться.
Хотите как при социализме?
Не менее 30% производственных травм заканчиваются инвалидностью с частичной или полной потерей трудоспособности. Нередко пострадавшие теряют конечности, в прошлом году было 78 случаев травматической ампутации, 45 человек лишились зрения. Ещё 351 человек заработал профессиональные заболевания, потеряв возможность полноценно работать.
Вспоминая советские времена, можно отметить не только полное отсутствие доступной среды. Государство делало вид, будто в обществе нет людей с инвалидностью, из-за чего строительными нормами не предполагалось даже возведение пандусов. Научные достижения служили военно-промышленному комплексу, а не получившим травмы и профессиональные заболевания гражданам.
«Передовые» советские протезы никаких функций, кроме как имитации, выполнять не могли, тем самым просто осложняя жизнь своих владельцев. К сожалению, подобные образцы массово производятся и сегодня в рамках госзаказа. Было невозможно приобрести ни в свободной продаже, ни по талонам и кресло-каталку. Маломобильные граждане для решения данной проблемы использовали доски с колёсиками, обычно изготовленные кустарным способом.
На опасных производствах рабочие теряют не только конечности: нередко происходят ожоги глаз, дыхательной системы и тому подобные виды «профессионального выгорания». Сегодня в рамках ОСНС компании по страхованию жизни (КСЖ) несут дополнительные расходы по протезированию, санаторно-курортному лечению и операциям. Есть примеры, когда для слабовидящих вследствие производственной травмы приобретают компьютер и специальное программное обеспечение.
Буквально в прошлом месяце нами была осуществлена страховая выплата более 57 млн тенге для семьи погибшего на производстве рабочего. Его вдова и дети будут получать свыше 400 тыс. тенге ежемесячно (с ежегодной индексацией), что сравнимо с зарплатой погибшего. Деньги не смогут восполнить утрату семье, но помогут вырастить детей. Это далеко не единичный пример. Получатели государственных пособий вряд ли сегодня могут рассчитывать на подобные выплаты.
Такие улучшения – заслуга рынка и отнюдь не наследие советской власти. Очевидно, что частный капитал в рамках ОСНС справляется с выполнением социальной задачи по обеспечению пострадавших граждан несравнимо лучше, чем делало это советское государство. И зачем тогда делать шаг назад и снова наступать на советские грабли?
Волюнтаризм – наше всё
Качество страхового покрытия работников напрямую зависит от страховых тарифов. В 2015 году Минтруда в угоду крупному бизнесу снизило тарифы по ОСНС, ухудшив условия для застрахованных. На рынке назрели изменения, однако стало понятно, что у министерства нет внятного видения развития системы, о чём свидетельствует непоследовательность принимаемых решений.
Ещё в марте этого года тарифы ОСНС сначала были повышены, однако спустя всего полгода снова снижены. Такая чехарда пагубно воздействует на страховые продукты, рассчитанные обеспечивать семьи пострадавших рабочих на протяжении десятилетий после наступления несчастного случая. Если страховые выплаты однажды закончатся, куда придёт вдова с голодными детьми? К давно уволившемуся чиновнику, который подписывал решение о снижении тарифов, или в страховую компанию, которая исправно многие годы делала выплаты?
Крупный бизнес, оказывая давление на министерство, заинтересован в том, чтобы снизить стоимость страхования. Будут ли пострадавшие на производстве рабочие, как уже «отработанный материал», получать выплаты в течение положенного срока, уже неважно. Такая «оптимизация» страхования приведёт к тому, что однажды рука дающего оскудеет, тем более что, в отличие от действующей сегодня системы ОСНС, Минтруда предлагает радикальные реформы, позволяющие ему стать одновременно рукой и дающей, и берущей.
«Вредники» для Минтруда
В ноябре участникам страхового рынка попала в руки презентация «Предложения по улучшению охраны труда через призму совершенствования системы ОСНС», разработанная Республиканским научно-исследовательским институтом по охране труда.
Непонятно, как можно улучшить безопасность на производстве путём реформирования ОСНС, да и какими компетенциями обладают специалисты по охране труда в области страхования. Некая призма проблему травматизма предлагает решить одним из следующих способов.
Первый вариант – переход к модели единого оператора, которым выступит Государственный фонд социального страхования (ГФСС). Предлагается перейти от ответственности работодателя к социальному страхованию. Да, крупные работодатели будут платить меньше, чем сейчас, отчего ухудшится качество страхового обеспечения пострадавших на производстве работников.
Второй вариант – трансформация «Государственной аннуитетной компании» (ГАК) в единого оператора с созданием обширной сети страховых агентов. При этом несколько лет назад рынок отказался от посредников по данному классу страхования для сокращения издержек и повышения общей эффективности ОСНС. Республиканский институт предлагает безальтернативно оставить только одну государственную страховую компанию и создать армию, которая за агентское вознаграждение будет приводить работодателей туда, куда они по закону обязаны прийти сами.
Третий вариант – возложить на КСЖ проведение превентивных программ для снижения производственной смертности и травматизма. Мало того что в сентябре были урезаны страховые тарифы по ОСНС, так Институт по охране труда еще предлагает возложить на КСЖ прямые обязанности Минтруда и профильных ведомств. С таким же успехом можно было предложить упразднить Министерство труда и соцзащиты, а заодно Республиканский институт охраны труда за ненадобностью.
Видимо, в институте посчитали, что рабочим, положившим жизнь и здоровье на производстве, и их семьям полагаются слишком высокие выплаты от компаний по страхованию жизни по сравнению с другими категориями граждан в случае получения травмы на работе или смерти.
Кроме того, отдельно предлагается повысить пенсионное обеспечение работников, занятых во вредных условиях труда, что, безусловно, является важным вопросом. При этом авторы презентации таких граждан именуют не иначе, как «вредники». Это показательное отношение отдельных чиновников к людям, о которых им нужно заботиться, а не придумывать снисходительные прозвища.
Чиновники усердно не слушаются президента
Существуют самые разные оценки участия государства в ВВП Казахстана – официальных данных широкой общественности не предоставляют. Средние оценки сводятся примерно к 20%. ОЭСР в своих отчётах говорит уже о 30-40%. Истина где-то посередине.
Уже много лет подряд с самых высоких трибун мы слышим о необходимости снижения роли государства в экономике. Этот вопрос беспокоит и президента Токаева, который неоднократно говорил об избыточной роли государства в реальном секторе экономики и давал соответствующие поручения экономическому блоку страны.
Государство должно выходить полностью либо минимизировать своё участие в тех сферах, где присутствует частный капитал, – это здравое намерение президента. Разгосударствление – новый-старый экономический лейтмотив, в рамках которого, в том числе, возобновили программу IPO нацкомпаний.
Несмотря на заявленный экономический курс, в кулуарах правительства звучат предложения по передаче ОСНС в руки государства. Подаётся данная инициатива со ссылкой на советский опыт.
Лекарство для ОСНС
Вместо рыночных механизмов в Республиканском институте охраны труда предлагают монополизировать ОСНС с фактическим созданием очередного квазиналога. В результате мы получим обратный эффект: у работодателей не будет абсолютно никакого стимула улучшать условия труда и уменьшать статистику травм и смертей для получения более выгодных страховых тарифов.
По разным данным, системой ОСНС охвачено только 30-40% работающих казахстанцев. Из тех же, кто застрахован, по значительной части сотрудников класс профессионального риска занижен работодателем, из-за чего при наступлении несчастного случая человек не получит соответствующей компенсации. Как раз на решение подобных проблем должно быть направлено внимание государства.
Сейчас в системе ОСНС у всех сторон свои понятные роли: работодатель – страхует, государство – регулирует, страховщики – платят. Чиновникам лучше сосредоточиться на том, чтобы каждая сторона добросовестно выполняла взятые на себя обязательства.
Страховые компании тарифами стимулируют работодателей работать над снижением производственного травматизма и резко повысили стандарты обеспечения семей погибших и пострадавших.
Это не первая попытка выбить частный капитал с рынка страхования жизни. Если такое произойдёт, то не далёк день, когда мы обнаружим, что работающие на опасных производствах граждане для чиновников станут очередными «вредниками».
P.S. За каждую рабочую смену по всему Казахстану девять человек получают тяжёлые травмы.
Фото из открытых источников