bs-preloader__icon
ru kz en

How the life insurance market is developing and what changes await insurance companies and consumers in 2023

Mariya Khadzhiyeva, the Board Deputy Chairman of the Agency of the Republic of Kazakhstan for Regulation and Development of the Financial Market, told how the insurance market was developing and what legislative changes were expected by insurance companies and consumers in 2023.
How the life insurance market is developing and what changes await insurance companies and consumers in 2023

- The last two years have been very difficult for the national economy. How is the insurance sector experiencing the high turbulence of recent years?

- When it comes to dynamics, over the past three years, the life insurance industry has been ahead of general insurance in terms of development. The volume of life insurance premiums has grown by 2.2 times and amounted to 237 billion tenge. The rise of the life insurance industry is, among other things, due to the measures taken to introduce tax incentives on individual income tax for policyholders, reduce the cost of retirement annuity by 40%, and introduce a deferred retirement annuity. However, there is a drop in premiums on retirement annuities by 58.5% in 2022, compared to the previous year. This is due to the possibility of using pension money for medical treatment and the purchase of housing.

The structure of reinsurance of accepted risks has changed significantly this year. Insurers began to reinsure more risks within Kazakhstan. The volume of insurance premiums reinsured within the country raised by 1.7 times. Incoming reinsurance from non-residents increased by 23.7%. All this testifies to the growing confidence in the Kazakhstani insurance market and the raised market capacity.

27 insurance organizations operate in the insurance market today, 9 of which are life insurance companies. Over the past three years, the market structure has not undergone significant changes. The main trends were the entry of new life insurance companies and consolidation of general insurance companies.

- Insurance organizations are major institutional investors in the domestic stock market. Considering the volatility of the stock markets observed since the year beginning, how are insurers coping with their obligations to customers? What measures is the regulator taking to control risks and ensure the sector sustainability?

- Insurance companies are controlled market entities. They are subject to prudential regulation, which determines the level of their financial stability and solvency. The insurers’ investment portfolio is well diversified. The share of financial instruments denominated in foreign currency is 20% of the total investment portfolio.

The risks associated with both investment activities and reinsurance have been realized during this year. The raise of base rate by the National Bank of the Republic of Kazakhstan and withdrawal of ratings from Russian issuers required a revaluation of financial instruments in the insurers’ portfolios. The rating downgrade of international credit reinsurers in Russia led to severization of risk-weighting requirements when calculating the solvency margin of Kazakhstani insurance companies.

In order to maintain the financial stability of the sector, the agency changed the procedure for calculating prudential standards for insurance companies. This allowed insurers to restructure their reinsurance and investment portfolios, while maintaining stability and solvency in the difficult conditions of the current year.

In 2022, for the first time, insurers took an independent risk assessment guided by the agency's methodology, which was developed on the basis of the international Insurance Regulatory Information System (IRIS). The internal system of risk-based supervision Supervisory Risk Evaluation System (SRES) was improved, on the basis of which the level of supervisory attention in relation to insurance companies was determined. Together, these tools allow the regulator to make a comprehensive assessment of the insurer's external and internal risks and take preventive measures to reduce them.

- Should the sector expect any global regulation reforms in the near future?

- The Agency is planning to improve the current stress testing model. To determine the vulnerability of insurance organizations to risks, 9 stress testing scenarios will be updated. In particular, currency risk stress testing will be improved taking into account the scenario of tenge depreciation against various foreign currencies. Along with that, additional scenarios that assess the risks of suspending the collection of insurance premiums, increasing the reserve for non-occurring losses, terminating insurance (reinsurance) contracts, late payment by the reinsurer, etc. will be developed. The draft regulatory document is currently being discussed with market participants.

Effective January 1, 2023, IFRS 17 Insurance Contracts comes into effect. This will be a significant challenge for the insurance market, as insurance agreements will need to be accounted for in terms of expected future cash flows, new disclosures and financial statements will need to be presented. To help the market achieve this goal, the agency has developed a "Guidelines for the valuation of insurance liabilities" this year, a recommendation for market participants on implementation of the basic principles of IFRS 17.

The insurance sector must introduce elements of the Solvency II international solvency standard by 2030. Certain work in this direction is being carried out this year. A Roadmap has been developed and a list of indicative risks for implementation of test interim calculations of Solvency Capital Requirements has been defined, the work on their assessment has begun. By the end of the year, a comprehensive assessment of the sector's readiness to implement this standard will be carried out and targeted steps to adopt the main elements of the standard into the national legislation will be taken.

- This July, the Head of State signed the Law, which contained amendments to 19 legislative acts only on insurance issues. How will the game rules change for insurers and their customers?

- The conditions for the emergence of new socially-oriented insurance products have been legislatively created. For the first time, an educational funded insurance product with a state subsidy appeared on the insurance market. It allows save up for child’s education and, in the event of the parent’s demise or loss of working ability, guarantees the full payment of education cost, regardless of the accumulated amount.

Availability of retirement annuities was increased. Deferred retirement annuity was introduced in 2021, which made it possible to conclude a contract from the age of 45 with sufficient pension savings and receive pension payments from the age of 55 for life. In 2022, it became possible to purchase joint (marriage) retirement annuities by pooling the pension savings of spouses to provide lifetime payments to both of them.

Besides, people who entered into a retirement annuity agreement got the opportunity to change the contract terms and return part of the savings to the Unified Accumulative Pension Fund for subsequent use for medical treatment and the purchase of housing.

The active digitalization of the insurance industry continues. It will not only increase the availability of insurance services for consumers but also make the insurance market more transparent.

In order to protect the rights of policyholders, the infrastructure providing guarantees of payments and settlement of disputes has been reformed. Thus, the insured are provided with a full guarantee by Insurance Payments Guarantee Fund on all mandatory and socially significant classes of insurance, including retirement annuities and life insurance contracts under the State Educational Savings System. Besides, the mandatory pre-trial settlement of disagreements between clients and the insurance company by the insurance ombudsman is provided for. All disputes, the participants of which are individuals, small and medium-sized businesses, will be reviewed by the ombudsman in a mandatory manner, and only in case of disagreement with his decision, the consumer will go to court. These measures will increase insurance coverage and heighten the interest of people and business in insurance.

Photos are from open sources.

Share
read also
Not an easy start to the year
Not an easy start to the year

LICs reduced the dynamics of premiums for certain market segments in January 2022....

Climate change risks and regulation of the US insurance industry
Climate change risks and regulation of the US insurance industry

In the US, the regulatory goals of the insurance industry are well developed and can ...

What currency do people in Kazakhstan trust?
What currency do people in Kazakhstan trust?

According to Ramazan Dossov, a leading analyst of the Financial Institutions’ Assoc...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Как развивается рынок страхования жизни и какие изменения ждут страховые компании и потребителей в 2023 году

Как развивался страховой рынок и какие законодательные изменения ждут страховые компании и потребителя в 2023 году рассказала заместитель председателя правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева.
Как развивается рынок страхования жизни и какие изменения ждут страховые компании и потребителей в 2023 году

- Последние два года оказались очень сложными для экономики страны. Как страховой сектор переживает высокую турбулентность последних лет?

- Если говорить о динамике, то отрасль страхования жизни за последние три года по темпам развития опережает общее страхование. За три года объём премий по страхованию жизни увеличился в 2,2 раза и составил 237 млрд тенге. Подъем отрасли страхования жизни, в том числе обусловлен принятыми мерами по введению налоговых льгот по индивидуальному подоходному налогу для страхователей, снижению стоимости пенсионного аннуитета на 40%, введению отложенного пенсионного аннуитета. При этом в 2022 году наблюдается снижение объемов премий по пенсионным аннуитетам на 58,5% по сравнению с прошлым годом. Это связано с возможностью использования пенсионных денег на лечение и приобретение жилья.

В текущем году значительно изменилась структура перестрахования принятых рисков. Страховщики стали больше перестраховывать риски внутри Казахстана. Объем страховых премий, перестрахованных внутри страны, увеличился в 1,7 раза. На 23,7% увеличился объем входящего перестрахования от нерезидентов. Все это свидетельствует о растущем доверии к казахстанскому страховому рынку и возросшей ёмкости рынка.

На сегодняшний день на страховом рынке осуществляют деятельность 27 страховых организаций, 9 из которых компании по страхованию жизни. За последние три года структура рынка не претерпела существенных изменений. Основными тенденциями были выход на рынок новых компаний по страхованию жизни и консолидация компаний по общему страхованию.

- Страховые организации являются крупными институциональными инвесторами на внутреннем фондовом рынке. С учетом наблюдаемой с начала текущего года волатильности фондовых рынков как страховщики справляются с обязательствами перед клиентами? Какие меры принимает регулятор для контроля над рисками и обеспечения устойчивости сектора?

- Страховые организации – это контролируемые субъекты рынка. В отношении них действует пруденциальное регулирование, которое определяет уровень их финансовой устойчивости и платежеспособности. Инвестиционный портфель страховщиков хорошо диверсифицирован. Доля финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте, составляет 20% от совокупного инвестиционного портфеля.

В течение этого года реализовались риски, связанные как с инвестиционной деятельностью, так и с перестрахованием. Повышение базовой ставки Национальным банком РК и отзыв рейтингов у эмитентов Российской Федерации потребовали переоценку финансовых инструментов в портфелях страховщиков. Снижение рейтингов международных кредитных перестраховочных организаций России повлекли повышение требований риск-взвешивания при расчете маржи платежеспособности казахстанских страховых организаций.

Для сохранения финансовой стабильности сектора агентство изменило порядок расчета пруденциальных нормативов для страховых организаций. Это позволило страховщикам провести реструктуризацию перестраховочного и инвестиционного портфелей, сохранив устойчивость и платежеспособность в непростых условиях текущего года.

В 2022 году страховщики впервые провели самостоятельную оценку рисков, руководствуясь методикой агентства, разработанной на основе международной регуляторной системы Insurance Regulatory Information System (IRIS). Была усовершенствована внутренняя система риск-ориентированного надзора Supervisory Risk Evaluation System (SRES), на основании которой определяется уровень надзорного внимания в отношении страховых организаций. В совокупности эти инструменты позволяют регулятору составить комплексную оценку внешних и внутренних рисков страховщика и принять превентивные меры по их снижению.

- В ближайшем времени сектору стоит ли ждать каких-либо глобальных реформ в регулировании?

- Агентство планирует усовершенствовать действующую модель стресс-тестирования. Для определения уязвимости страховых организаций к рискам будут актуализированы 9 сценариев стресс-тестирования. В частности, стресс-тестирование по валютному риску будет усовершенствовано с учетом сценария снижения тенге по отношению к различным иностранным валютам. Помимо этого, будут разработаны дополнительные сценарии, оценивающие риски приостановления сбора страховых премий, увеличения резерва непроизошедших убытков, расторжения договоров страхования (перестрахования), несвоевременного осуществления выплаты перестраховщиком и др. Проект нормативного документа в настоящее время обсуждается с участниками рынка.

С 1 января 2023 года в силу вступает МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Это будет существенным вызовом для страхового рынка, поскольку потребуется вести учет договоров страхования исходя из оценки ожидаемых будущих денежных потоков, по-новому раскрывать информацию и предоставлять финансовую отчетность. Чтобы помочь рынку реализовать эту задачу агентство в текущем году разработало «Руководство по оценке страховых обязательств» -  рекомендацию для участников рынка по внедрению основных принципов МСФО 17.

До 2030 года страховой сектор должен внедрить элементы международного стандарта платежеспособности Solvency II. Определенная работа в этом направлении проводится уже в этом году. Разработана Дорожная карта и определен перечень индикативных рисков для осуществления тестовых промежуточных расчетов Solvency Capital Requirements и начата работа по их оценке. До конца года будет проведена комплексная оценка готовности сектора к внедрению данного стандарта и выработаны конкретные шаги по имплементации основных элементов стандарта в национальное законодательство.

- В июле текущего года главой государства подписан Закон, который только по вопросам страхования содержит поправки в 19 законодательных актов. Как изменятся правила игры для страховщиков и их клиентов?

- Законодательно созданы условия для появления новых социально-ориентированных продуктов страхования. Впервые на страховом рынке появился образовательный накопительный страховой продукт с субсидией государства. Он  позволит накопить на обучение ребенка и, в случае смерти родителя или потери им трудоспособности, гарантирует полную оплату стоимости обучения вне зависимости от накопленной суммы.

Повышена доступность пенсионных аннуитетов. В 2021 году внедрен отложенный пенсионный аннуитет, позволяющий заключить договор c 45-ти лет при достаточности пенсионных накоплений и получать пенсионные выплаты с 55-ти лет пожизненно. В 2022 году появилась возможность для приобретения совместных (супружеских) пенсионных аннуитетов путем объединения пенсионных накоплений супругов для обеспечения пожизненных выплат им обоим.

Кроме того, заключившие договор пенсионного аннуитета граждане получили возможность изменить условия договора и возвратить часть накоплений в Единый накопительных пенсионный фонд для последующего использования на лечение и приобретение жилья.

Продолжается активная цифровизация страховой отрасли. Она не только повысит доступность страховых услуг для потребителя, но и сделает страховой рынок более прозрачным.

Для защиты прав страхователей реформирована инфраструктура, обеспечивающая гарантии выплат и урегулирование споров. Так, застрахованным предоставлена полная гарантия Фонда гарантирования страховых выплат по всем обязательным и социально значимым классам страхования, в том числе по договорам пенсионных аннуитетов и страхования жизни в рамках Государственной образовательной накопительной системы. А кроме того, предусмотрено обязательное досудебное урегулирование страховым омбудсманом разногласий клиентов со страховой организацией. Все споры, участниками которых являются физические лица, субъекты малого и среднего бизнеса, в обязательном порядке будут рассматриваться омбудсманом и, только в случае несогласия с его решением, потребитель отправится в суд. Данные  меры увеличат  страховое покрытие и повысят интерес населения и бизнеса к страхованию.

Фото из открытых источников

Поделиться
читайте также
Страховка на лето: нужна ли она вашему ребенку
Страховка на лето: нужна ли она вашему ребенку

Официальный сайт Агентства РК по регулировани...

В Казахстане застраховать жизнь можно за пять минут
В Казахстане застраховать жизнь можно за пять минут

Халык-Life предложила рынку программу страхован...

Казахстанцы все больше жалуются на forex-компании
Казахстанцы все больше жалуются на forex-компании

В ответе на официальный запрос LS в Агентстве п...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку