На площадке Ассоциации финансистов (АФК) рынок и регулятор постоянно обсуждают проблемные вопросы и вырабатывают предложения, требующие внесения изменений в законодательство. «Регулятор выступил с инициативой разработки проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг», но для этого вначале нужно утвердить концепцию законопроекта», – поясняет управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.
По словам Бурабаева, концепция законопроекта направлена на развитие страхования в целом и создание условий для расширения линейки страховых продуктов как для физических, так и для юридических лиц. Однако КСЖ уделено особое внимание – через их продукты лучше всего повышать социальную защищенность граждан. КСЖ могут предлагать не только традиционное накопительное страхование, но и инвестиционные планы со страховой защитой, что будет способствовать росту доходов населения.
Поэтому в концепции законопроекта наконец-то заложен продукт страхования жизни с участием страхователя в инвестициях (unit-linked), декларируется расширение доступности пенсионного аннуитета за счет снижения порога достаточности пенсионных накоплений на его приобретение. Предполагается введение отложенных и совместных (супружеских) пенсионных аннуитетов, вовлечения КСЖ в государственную образовательную накопительную систему (ГОНС).
О необходимости этих продуктов представители КСЖ много говорили в последнее время. В случае появления на страховом рынке таких инструментов, архитектура КСЖ может существенно измениться, полагает председатель правления КСЖ Nomad Life Кайрат Чегебаев. «Мне сложно представить, что одна КСЖ сможет успешно работать на всех направлениях деятельности. Возможно, мы увидим специализацию и ориентирование на определенные виды деятельности, – прогнозирует Чегебаев.
Хотя все обсуждаемые продукты важны для рынка, по поводу unit-linked было сломано немало копий. Это новаторский для Казахстана продукт, соединяющий страхование жизни и инвестиции, и может быть востребован как рисковая, более маржинальная стратегия инвестирования. Пока внедрению unit-linked препятствует ряд ограничений, снижающих заинтересованность в нем потребителей. Например, существуют ограничения (не более 20% от стоимости чистых активов КСЖ) на суммарный размер инвестиций в финансовые инструменты, выпущенные одним лицом. Есть сложности администрирования, связанные с ведением учета паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов) после их покупки в портфель КСЖ.
Чегебаев уточняет, что КСЖ совместно с регулятором разработали изменения в нормативные акты, чтобы наделить КСЖ возможностью создавать в рамках unit-linked инвестиционные портфели по аналогии с ПИФами.
«Первый этап работы по расширению возможностей unit-linked заключался в том, чтобы сделать продукт максимально гибким. На втором этапе в случае включения КСЖ в пенсионную реформу в качестве управляющих планируется установить дополнительные требования для осуществления деятельности по такому продукту», – добавляет собеседник.
Вместе с тем unit-linked вряд ли изменит парадигму инвестиционной декларации КСЖ. По словам Чегебаева, законопроект не предполагает либерализацию инвестиций. В рамках unit-linked предлагается концептуально иной подход – выбор стратегий инвестирования оставить за клиентом и раздельно учитывать средства клиента и средства КСЖ на счетах банка-кастодиана, что позволит сделать продукт максимально прозрачным. Страховая компания же будет отвечать за обслуживание клиента, предоставляя ему наиболее интересные предложения.
На взгляд Чегебаева, еще рано делать прогнозы о том, какой объем премий добавит КСЖ unit-linked. Согласно опыту развитых рынков, сборы по unit-linked составляют в среднем 40–60% от сборов всей отрасли. В 2019 премии КСЖ составили почти 200 млрд тенге, в том числе 77 млрд тенге по страхованию жизни, так что оборот представить можно.
«Мы достаточно оптимистичны в отношении данного продукта, но понимаем, что развитие займет время, людям нужно понять и принять продукт», – резюмирует Чегебаев.
Помимо КСЖ пакет изменений ожидают и компании по общему страхованию. Главная позитивная новость – изменение тарифов по ОГПО ВТС, наиболее массовому виду страхования. Статистика показывает, что общий показатель убыточности ОГПО ВТС находится на приемлемом уровне, но в разрезе регионов и групп страхователей присутствует существенный дисбаланс. По мнению Бурабаева, это говорит о том, что одни регионы субсидируют другие регионы и в целом целесообразно переходить на большую индивидуализацию тарифов. Для рынка это означает фактическое увеличение стоимости страхования и, как следствие, рост собираемости премий.
Источник: https://forbes.kz/finances/insurance/dobavit_premiy_1598290386/
Фото из открытых источников