Страхование жизни далеко не новый финансовый инструмент, он хорошо знаком казахстанцам. К примеру, ещё в Советском союзе – помимо развитого социального страхования – существовали доступные программы страхования жизни. К сожалению, после распада Союза и в последующие годы независимости Казахстана страхование перестало пользоваться большой популярностью. Причина – нехватка денег у населения, слабая финансовая культура и недоверие к финансовым организациям в целом.
В последние годы ситуация меняется – растёт количество клиентов, а вместе с ними объёмы собранных премий и страховых выплат. Так, по данным Нацбанка, в 2017 году объём премий по страхованию жизни увеличился на 20%, объём выплат – на 8%, а количество договоров – на 5%. В 2018 году ожидается, что положительный тренд останется.
Несмотря на это, уровень развития рынка страхования жизни в Казахстане пока недостаточный. Рынку ещё предстоит проделать длинный путь и, самое главное, повысить уровень финансовой грамотности населения. Именно это и является краеугольным камнем развития рынка. Ведь пока население не понимает, как работают финансовые инструменты, рынок не будет развиваться.
По данным рейтингового агентства Standard&Poors, в 2014 году показатель финансовой грамотности Казахстана составил лишь 40%. При этом в большинстве развитых стран этот показатель превышает 50-55%. Это доказательство того, что нам предстоит большая работа.
На мой взгляд, самые эффективные методы повышения уровня финансовой грамотности и доверия населения к продуктам КСЖ - это:
Прозрачность и открытость страховых продуктов. Так повелось, что казахстанцы с недоверием относятся к финансовым организациям. Всему виной закрытость, непрозрачность и сложность систем и финансовых продуктов, в частности.
Чтобы повысить доверие, нужно сделать процесс страхования максимально простым, прозрачным и понятным. Клиенты, выбирая подходящую программу страхования жизни, должны понимать, какие условия по страхованию существуют, как формируется стоимость полиса и что именно входит в неё.
Поэтому главная задача страховых компаний – не просто создавать простые и понятные страховые продукты, но и делать всё, чтобы их клиенты понимали, что это за продукты, для чего они нужны и как способны помочь.
Доступность информации. Второй метод – доносить информацию о страховых продуктах максимально простым языком. Дело в том, что язык, на котором говорят финансисты, – сложный и зачастую непонятный для большинства. Понятия «франшиза», «страховая сумма» и «страховая премия», понятные каждому страховщику, вызывают недоумение у многих казахстанцев.
Поэтому наша задача – сделать всё, чтобы сложные финансовые термины были понятны каждому. Сделать это можно несколькими способами: упрощать язык коммуникации с клиентами и объяснять суть продуктов максимально доступными способами. На мой взгляд, здесь важна работа со СМИ. Причём, не только профильными, но и массовыми, популярными.
Обучение финансовой грамотности. Во многих западных странах финансовой грамотности учат в школах. И это правильно! На мой взгляд, такая дисциплина нужна казахстанцам. Не только в школах и университетах, но и в качестве дополнительных занятий и даже кружков для детей. Ведь понятие финансовой грамотности включает в себя не только понимание финансовых терминов и того, как работают финансовые механизмы, но и умение оценивать и контролировать свои доходы и расходы.
Безусловно, важно, чтобы в процесс включалось не только государство, и но и сами финансовые институты. Для этого нужно создавать профильные издания, информационные рассылки, службы поддержки.
Цифровизация. Это, пожалуй, один из самых главных и важных трендов последних лет. Ведь именно благодаря ИТ-технологиям мы можем максимально упростить и автоматизировать многие процессы. Страхование в том числе. Важным для страны является введение электронного полиса по обязательному автострахованию ОГПО. Учитывая, что это самый массовый вид страхования в Казахстане, его развитие должно придать ещё больший импульс для развития рынка страхования в целом и стать неким мостиком между населением и другими видами страхования, в том числе и страхованием жизни.
Важно понимать, что подобные методы не работаю по отдельности, всё это должно работать в системе, только тогда будет результат.
Справка
Азамат Ердесов возглавляет компанию с 1 августа этого года. Выпускник Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова (квалификация экономиста), а также Международной академии бизнеса, Алматы, и Финансовой академии при Правительстве РФ, Москва, по специальности «финансы», степень «Магистр».
Имеет опыт работы в сфере asset management: являлся начальником управления торговых операций в АО «BCC Invest», председателем Правления АО «Griffon Finance», членом Правления - управляющим директором в АО «Казкоммерц Секьюритиз».
Сегодня «Freedom Finance Life», которая недавно сменила свое название с прежнего АО «КСЖ «Азия Life» и поменяла своих акционеров, имеет 16 филиалов по всему Казахстану. Ею разработаны 11 продуктов в сфере страхования жизни, средний опыт работы специалистов компании – 10 лет, размер оплаченного уставного капитала - 1,8 млрд тенге (источник - http://www.asia-life.kz/about/about-us-all/).
Фото: oprf.ru, vector-razvitiya.ru
Фото Азамата Ердесова предоставлено пресс-службой компании «Freedom Finance Life».