bs-preloader__icon
ru kz en

Дмитрий Жеребятьев: «Нам нужна альтернатива».

Дмитрий Игоревич немало времени работал на страховом рынке Казахстана, возглавляя известную страховую компанию, и не понаслышке знает о его плюсах и минусах. И тогда, и сейчас он поднимает вопросы цифровизации данной сферы в силу ее большой необходимости в нынешних условиях. В интервью LifeInsurance эксперт затронул проблемы рынка страхования жизни в стране.
Дмитрий Жеребятьев: «Нам нужна альтернатива».

- Дмитрий Игоревич, сейчас в финансовом секторе активно обсуждается внедрение онлайн-страхования. Что, по-вашему, даст казахстанцам электронный полис страхования?

- Прежде всего, отпадет необходимость посещать офис страховой компании. Но здесь есть принципиальный вопрос, который пока не решен, - это наличие Единой базы данных, в которой будет вестись учет всех электронных полисов, и которая позволит проверять добросовестность страховых посредников и компаний. На сегодня данные в Единой базе, которую страховщики начали вести, если не ошибаюсь, с 2007 года, не совсем актуальны и не используются в полной мере для развития цифровизации самого страхования. Нет гарантий, что в таком виде база данных сможет защитить от проблем с различными мошенниками в данной сфере. И в этом большая проблема. Для ее решения необходимы определённые инвестиции и усилия со стороны игроков рынка.

Эта база могла бы быть полезна с точки зрения анализа убыточности по классам страхования, контроля правильности полисов, а также особенно нужна для актуарных расчетов и медицинского страхования. Пока у нас нет единой цифровой базы по медицине, страховщики могли бы какое-то время пользоваться уже имеющейся базой данных.

- Почему же эта проблема не решается до сих пор, раз вопрос так остро стоит?

- Изначально база была отдана в частные руки, и требования к ней касались в основном только ввода информации.

- Большинство компаний по страхованию жизни говорят о том, что практически готовы к внедрению электронного страхования. Как Вы считаете, в чем здесь может возникнуть сложность?

- Продукты КСЖ дороже, чем ГПО ВТС, и люди не всегда готовы заплатить такие деньги сразу. Прежде чем купить более дорогой товар, у человека обычно возникает естественное желание его пощупать, удостовериться в его качестве. То есть некий психологический барьер. И здесь вполне возможно, потребуется помощь онлайн-консультанта.

- Есть мнение, что наше молодое поколение, которому уже за 30 лет, более подготовлено к онлайн услугам, в том числе к покупке продуктов страхования жизни. А как считаете Вы?

- Да, у них, безусловно, больше готовности. С другой стороны, сейчас идет тенденция все брать в аренду, они не сильно зациклены на постоянных вещах. В то же время поколение тех же шестидесятников имеет больше склонности к накопительству, мы привыкли, чтобы у нас были свой дом, машина. Сегодня постепенно все меняется: люди все больше хотят тратить деньги на свое образование, путешествия, и меньше тенденция их копить.

Еще одна особенность наших людей – это короткие горизонты планирования в текущей ситуации в стране, поэтому не все готовы вложить, отдать деньги на долгий срок, к примеру, на 10 лет, все привыкли к депозитам на 1-3 года. На самом деле деньги обычно лежат дольше, но просто не все готовы сразу обозначить большой период инвестиций. Банки разбаловали, есть ведь отзывные депозиты на один год со ставкой 14%.

Вторым препятствием КСЖ является отсутствие у нас в стране развитого фондового рынка и широких возможностей для инвестиций.

- Из вашей практики, что больше всего привлекало клиентов в страховании?

- Маркетинг и хороший точечный сервис.  Вы наверняка были свидетелем, когда сервис создавался по принципу колл-центров с девушками, которые не очень понимали сам продукт. А сервис здесь очень важен, так как там и медицина, и другие сферы, и расчеты на калькуляторе, и нужно все подробно, доходчиво объяснить. То ли дело, когда приходит бабушка и выписывает непонятно какие документы, и совсем другое дело, когда приходит компания и предлагает серьезные кроссовые продукты, все, что нужно именно этому клиенту. Естественно, человек идет туда, где ему понятнее и удобнее.

- Какие продукты КСЖ Вы использовали лично?

- Я обращался в 2-3 страховые компании с запросом о нестандартной страховке от несчастного случая параллельно с инвестированием. Но пока предложений не получил. Мне кажется, это достаточно интересный продукт: выплата в случае смерти кормильца или потери работоспособности. Такие продукты есть на рынке, но они стандартизированы, не всегда компании готовы изменять или создавать какие-то условия под определённого клиента. 

- На Ваш взгляд, когда у казахстанцев все же появится больше желания покупать продукты КСЖ?

- Когда на нашем фондовом рынке появится больше добротных эмитентов в лице крупных компаний. Когда компании по страхованию жизни смогут показать свои длинные консервативные портфели, схеджированные по твердым валютам, чтобы люди могли убедиться в их надежности. Также есть необходимость в рейтинге компаний по страхованию жизни.

- С вашей точки зрения, с чем связано такое прохладное отношение общества к самому страхованию, в том числе страхованию жизни?

- Мне кажется, связано это с тем, что мы сильно любим наши банки, которые сегодня хорошо поддерживает государство. Поэтому у нас не так много олигархов, которые держат инвестиционные фонды и страховые компании, они в основном в банках. Но если представить теоретически, что не будет банков, то что тогда будет? Нужна альтернатива. Но чтобы вырастить большие инвестиционные и страховые компании, также нужно немало времени и усилий.  Банковский сектор развивали 25 лет. Хотя на Западе страховые компании больше, чем банки, они лоббируют в государственных органах, парламентах большие изменения в законодательстве касательно даже не столько страхования, а пограничных тем, к примеру, во взаимодействии страховщиков с различными организациями. Почему у нас поддерживают банки? Это простой бизнес, то же страхование гораздо сложнее. Как решать эту ситуацию, я не знаю. Думаю, многое зависит от регулятора – Национального Банка.

Источники фото: личный архив Д.Жеребятьева, http://mln.kz

Поделиться
читайте также
Почему нам необходимо оливковое масло
Почему нам необходимо оливковое масло

Эксперты сходятся во мнении, что умеренное кол...

Объём премий по добровольному страхованию жизни превысил 100 млрд тенге
Объём премий по добровольному страхованию жизни превысил 100 млрд тенге

Объём собранных премий по добровольному лично...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку