bs-preloader__icon
ru kz en

Did the pension reform pay off?

Kadyrzhan Damitov in an interview with Kapital.kz told about the pension system of Kazakhstan and the intermediate results for 20 years
Did the pension reform pay off?

The accumulative pension system of Kazakhstan is 20 years old. The Concept of Reformation of the Pension System adopted in 1997, and then the Law on Pension Coverage in the Republic of Kazakhstan caused numerous disputes in the expert community. Many Kazakhstanis simply did not believe that sometime in the future they would be able to receive a decent pension out of the funds the state obliged to deduct from wages. Nevertheless, Kazakhstan made a difficult decision to move from a solidary system to a mixed model of pension provision based on a funded component, and it was the first in the entire post-Soviet space to do that. Since then, the republic has a multi-level pension system: a solidary component, compulsory accumulation part and voluntary contributions. Kadyrzhan Damitov, former chairman of the National Bank of the Republic of Kazakhstan (1998-1999), and now a member of the board of directors, an independent director of the Single Accumulative Pension Fund, told Kapital.kz about the main stages of development and achievements of the pension reform.

- Kadyrzhan Kabdoshevich, why was Kazakhstan the first among the CIS countries to decide on the implementation of the pension reform? What factors influenced this decision?

- An independent Kazakhstan inherited a solidary or distributive pension system from the Soviet Union. The main principle of such a system is the solidarity of generations, when the working population provides retirees. The most pressing social problem in the world is still the aging of society, which leads to a reduction in the ratio of working citizens and pensioners. This, in turn, entails an imbalance in income and payments within the framework of solidary pension systems. That is why many countries are moving from a distributive to accumulative or mixed model of the pension system. And Kazakhstan is no exception.

Moreover, the pension reform in our country was also conditioned by the macroeconomic situation. Let us recall that almost all economic and demographic indicators worsened in the 1990s. There was a shortage of essential products in the country, many enterprises and industries were closed, people were not paid wages for months, the number of unemployed increased, and pension payments were delayed. In 1992, the country was shaken by hyperinflation, which according to the Statistics Agency of the Republic of Kazakhstan, was 2960.8%. It was reduced to 60.3% only by 1995.

The distributive pension system has become incapable of meeting the minimum needs of the majority of pensioners, due to a heavy burden on the economy and budget of our country. There was also a demographic peculiarity: the birth rate in the post-war years grew dramatically, while in the nineties in most republics of the former USSR, including Kazakhstan, it dropped and the number of retired people rose. Later, if the situation in the pension system remained the same, we would face a great social shock. All this needed the existing pension system to be reformed.

- Why was the Chilean model chosen?

- There are only two models of pension provision in the world: a distributive, which I mentioned above, and accumulative. Due to economic or historical factors, the first or second or mixed models of pension systems function in different countries.

To solve a number of problems arisen in the pension system of young sovereign Kazakhstan, the foreign experience of the accumulative pension systems of Chile, Singapore, and Switzerland were studied. In fact, the cumulative component is present in the pension systems of many countries of the world, such as Hong Kong, Malaysia, Australia, Denmark, Peru, Mexico, Uruguay, Colombia, etc.

The Kazakhstani pension system was called Chilean, since it had similar characteristics: compulsory pension contributions at a fixed rate of 10% of the employee's income, availability of a private pension fund market, and the choice of a pension asset management strategy. Today there are a number of significant differences. For example, in Chile there is no state guarantee for the safety of accumulations inherent in the Kazakhstani model of pension provision. Besides, the Kazakhstani government pays a basic pension payment for all citizens who have reached retirement age.

- Kadyrzhan Kabdoshevich, what is the main essence of the accumulative component?

- The main principle of the accumulative component is the people’s responsibility for the future pension: you will receive exactly how much you have earned and saved up. A certain part of the accumulative component is investment: incoming contributions are invested in the financial markets and generate revenue. Besides, the stock market receives a long-term capital, which through various financial instruments ensures the development of domestic economic sectors.

The Kazakhstani pension reform was conceived and implemented in such a way that contributions made and paid by currently employed citizens entered the individual pension account of every Kazakhstani citizen, i.e. people in the future receive pension payments in accordance with their employment record and income. As by the moment of reformation in 1998, citizens did not have individual pension savings, the obligation to pay pensions out of the solidary component was retained by the state. This refers to people who have, at least, six months of employment service before January 1, 1998.

- How did the population react to the pension reform? Was it difficult for people to choose 1 out of 14 active accumulative pension funds?

- The Law "On Pension Provision in the Republic of Kazakhstan" came into force on January 1, 1998. It is the birthday of the accumulative pension system of independent Kazakhstan. The first participant in the pension services market was the State Accumulative Pension Fund (GNPF). It was established in September 1997, and on January 19, 1998, the first compulsory pension contribution was received by the GNPF. Soon there were also private accumulative pension funds, though the State Accumulative Pension Fund had remained the champion for several years. Initially the population had not much choice, until 2003 GNPF remained the fund by default. It is impossible to say that immediately has been an understanding that from now on everyone is to save for retirement on their own. Many perceive compulsory contributions as a tax. And, unfortunately, despite the great explanatory work being carried out both at the dawn of the pension reform, and now, many still relate in this manner to this day.

- To what extent is it necessary and rational, in your opinion, to merge private accumulative pension funds?

- With the advent of private accumulative pension funds, citizens have had a choice to trust their savings. Competition in the pension market of Kazakhstan initially had a quite positive effect, but over time, some APFs began to show vulnerabilities. An unhealthy competition occasionally appeared, when the funds did not involve new customers in the accumulative pension system, but drew them over from each other.

Often, in pursuit of large profits, private pension funds invested in risky instruments and lost. The aggressive investment policy of the APF and the crisis in the country's economy led to losses, first of all borne by depositors - ordinary citizens receiving less income from savings. All this, unfortunately, not only discredited certain funds, but also undermined the population's confidence in the accumulative pension system as a whole. And expressing my personal opinion, I would like to note that it was perhaps necessary to significantly increase the requirements to private pension funds so that only the strongest and most transparent funds were left, and those with an inadequate level of corporate governance were closed, and their shareholders would have made up for losses on distressed assets.

- What did the creation of the Single Accumulative Pension Fund and the transfer of assets in a single pair of hands bring?

- In 2013, based on the state accumulative pension fund, the Single Accumulative Pension Fund was created; and the pension assets and liabilities of private accumulative pension funds were handed over to it. As a result, the migration of depositors from one fund to another stopped, and the operation of the state guarantee for of pension contribution safety became logical given the level of inflation. Now the government, as the sole shareholder of the SAPF and the National Bank as an investment manager, is responsible for the pension capital safety. In addition, the creation of the SAPF reduced operational and administrative expenses. The level of commission fees was significantly reduced compared to commissions charged by private funds. Besides, the risk of committing knowingly loss-making transactions with affiliated entities was eliminated.

After the creation of a unified depositors' database, the recovery of the portfolio of financial instruments of SAPF, the issue of bringing several players, the pension asset management companies (PAMC) is again being considered, but there is no definitive solution. However, the SAPF will remain the sole operator and administrator of all financial flows. Thus, the state control over pension savings will remain.

- One of the pension reform tasks was to lay the foundation for the stock market development in Kazakhstan. Do you think it worked?

- The accumulative pension funds have become long-term institutional investors, being the main buyers of securities of Kazakhstani emitents.  It stimulated the development and economic recovery of the early 2000s. An active participation of pension funds in the program "People's IPO" has also contributed to the stock market development in Kazakhstan. However, further crisis moments both in the global and domestic financial markets affected the state of the emitent companies and the profitability of pension funds, which investment management was ultimately declared ineffective.

When private accumulative pension funds, listed companies, had exited the market the number of stock exchange members naturally decreased. Today all financial flows are concentrated in one powerful investor, SAPF. In this regard, the procedure for making decisions on investment of pension assets has changed significantly. In particular, as of 2016 the body that determines strategic directions for investing pension assets is the Management Council of the National Fund of the Republic of Kazakhstan. The investment declaration is approved by the Board of the National Bank, and the Government of Kazakhstan approves the list of permitted financial instruments.

All these processes and this is far from an exhaustive list are aimed primarily at soundness of people’s pension savings. The pension asset management policy is moderately conservative. It is worth noting that during this period the quality of pension assets management has significantly improved, the share of risk instruments has decreased, the profitability of pension assets has increased in comparison with inflation. At the same time a gradual decline in activity on the domestic stock market has been observed. This is due to limitation of access to pension assets of market participants who do not have the appropriate ratings. As I have already said, proposals are now being developed to introduce pension asset management companies into the structure of the pension market; and they, in my opinion, can give a new impulse to the stock market development in general.

- Kadyrzhan Kabdoshevich, how can you assess the state of the Kazakhstani pension system today, 20 years after the reform? Did we succeed in achieving the set goals?

- It is too early to assess the system solvency, as it should take more time than 20 years, the same period at least. Any system should come the full cycle so we are able to evaluate its effectiveness and accurately answer the question of achieving the goals set 20 years ago. If we talk about intermediate results to date, it should be noted that the multi-tier pension system has been functioning successfully and has already confirmed the correctness of the made choice.

In addition to creating a fair pension system, the reform had to solve a number of economic problems, including reducing the burden on the state budget. The accumulative pension system coped with that task. Therefore, today there is no need to drastically deviate from the existing pension model, the principles of which, in fact, are fair. Besides, Kazakhstanis gradually realize that the future pension largely depends on them. There is now a positive return on investment of pension assets, which has a positive impact on the savings increase.

Source: https://kapital.kz/finance/72387/opravdala-li-sebya-pensionnaya-reforma.html

Share
read also
Russian insurance market will hardly grow this year. The maximum it is capable for is 2-3%, as Expert RA predicts
Russian insurance market will hardly grow this year. The maximum it is capable for is 2-3%, as Expert RA predicts

Life insurance will provide slight growth of the market as a whole – its premiums w...

Russia is actively offering an insurance policy for the early diagnosis and effective treatment of cancer
Russia is actively offering an insurance policy for the early diagnosis and effective treatment of cancer

And this is for the reason: cancer remains the second leading mortality cause in Russ...

Lloyd's head negatively assesses the consequences of Brexit for British insurance
Lloyd's head negatively assesses the consequences of Brexit for British insurance

The chief executive officer of the London insurance market Lloyd's Inga Beal in her i...

The most interesting materials of the site you have in the mail! Subscribe to the newsletter.

ASK A QUESTION TO THE EXPERT
ASK A QUESTION TO THE EXPERT
Submit your application

bs-preloader__icon
ru kz en

Оправдала ли себя пенсионная реформа?

Кадыржан Дамитов в интервью Капитал.kz рассказал о пенсионной системе Казахстана и промежуточных результатах за 20 лет
Оправдала ли себя пенсионная реформа?

Накопительной пенсионной системе Казахстана — 20 лет. Принятая в 1997 году «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения», а затем и закон «О пенсионном обеспечении в РК» вызывали многочисленные дискуссии в экспертном сообществе. Многие казахстанцы просто не верили в то, что когда-то в будущем смогут получать достойную пенсию за счет тех средств, которые государство обязывало отчислять с зарплаты. Тем не менее Казахстан все-таки принял нелегкое решение перейти от солидарной системы к смешанной модели пенсионного обеспечения, основанной на накопительном компоненте. И сделал это первым на всем постсоветском пространстве. С тех пор в республике действует многоуровневая пенсионная система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные взносы. Об основных этапах развития и достижениях пенсионной реформы в интервью «Капитал.kz» рассказал Кадыржан Дамитов, в прошлом председатель Национального банка Республики Казахстан (1998−1999 гг.), а ныне — член совета директоров — независимый директор АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

— Кадыржан Кабдошевич, почему Казахстан первым из СНГ решился на проведение пенсионной реформы? Какие факторы повлияли на это решение?

— После обретения Казахстаном независимости в республике действовала солидарная или распределительная пенсионная система, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Главный принцип такой системы — солидарность поколений, когда работающее население обеспечивает пенсионеров. Наиболее актуальной социальной проблемой в мире до сих пор остается старение общества, которое приводит к уменьшению соотношения работающих граждан и пенсионеров. Это, в свою очередь, влечет дисбаланс в поступлениях и выплатах в рамках солидарных пенсионных систем. Именно поэтому многие страны осуществляют переход от распределительной к накопительной или к смешанной модели пенсионной системы. И Казахстан — не исключение.

Более того, в нашей стране пенсионная реформа также была обусловлена макроэкономической ситуацией. Вспомните, в 90-х годах ухудшились почти все экономические и демографические показатели. В республике наблюдался дефицит продуктов первой необходимости, многие предприятия и производства закрывались, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных, задерживались и выплаты пенсий. В 1992 году страну сотрясала гиперинфляция, которая по данным Агентства РК по статистике, составляла 2960,8%. Снизить ее получилось только к 1995 году, тогда она составила 60,3%.

Распределительная пенсионная система стала не способной обеспечить минимальные потребности большинства пенсионеров, в силу большой нагрузки на экономику и бюджет нашей страны того времени. Имел место и такой демографический нюанс: в послевоенные годы наблюдался взрыв рождаемости. В то время как в 90-е годы в большинстве республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, наблюдалось ее сокращение при увеличении числа пенсионеров. В дальнейшем, если бы ситуация в пенсионной системе оставалась бы прежней, нас ждали бы большие социальные потрясения. Все это и вызвало необходимость преобразования действовавшей системы пенсионного обеспечения.

— Почему была выбрана именно чилийская модель?

— В мире существует только две модели пенсионного обеспечения: распределительная, о которой я уже говорил выше, и накопительная. В разных странах функционируют, в силу экономических или исторических факторов, первая или вторая, либо смешанные модели пенсионных систем.

Для решения ряда возникших проблем в пенсионном обеспечении молодого суверенного Казахстана изучался зарубежный опыт накопительных пенсионных систем Чили, Сингапура, Швейцарии. На самом деле накопительный компонент присутствует в пенсионных системах многих стран мира, таких как Гонконг, Малайзия, Австралия, Дания, Перу, Мексика, Уругвай, Колумбия и др.

Казахстанскую пенсионную систему принято было называть чилийской, поскольку при ее внедрении имелись схожие характеристики: обязательность пенсионных взносов в фиксированном размере — 10% от дохода работника, наличие рынка частных пенсионных фондов, а также возможность выбора стратегии управления пенсионными активами. На сегодня присутствует и ряд существенных отличий. К примеру, в Чили нет государственной гарантии по сохранности накоплений, присущей казахстанской модели пенсионного обеспечения. Кроме того, государство выплачивает базовую пенсионную выплату для всех граждан нашей страны, достигших пенсионного возраста.

— Кадыржан Кабдошевич, в чем основная суть накопительного компонента?

— Главный принцип накопительного компонента заключается в ответственности граждан за дальнейшую судьбу будущей пенсии: «сколько заработал и накопил — столько и будешь получать». В накопительном компоненте определенная часть — инвестиционная составляющая: поступающие взносы инвестируются на финансовых рынках и приносят доход. При этом фондовый рынок получает долгосрочный капитал, который через различные финансовые инструменты обеспечивает развитие отраслей отечественной экономики.

Пенсионная реформа в Казахстане была задумана и реализована таким образом, чтобы отчисления, которые вносили и вносят в настоящее время работающие граждане, поступали на индивидуальный пенсионный счет каждого казахстанца. То есть, чтобы люди в дальнейшем получали пенсионные выплаты в соответствии со своим трудовым стажем и доходами. При этом, поскольку на момент проведения реформы в 1998 году граждане не имели индивидуальных пенсионных накоплений, обязательства по выплате пенсий за счет солидарного компонента были сохранены за государством. Речь идет о гражданах, которые имеют, как минимум, полугодовой трудовой стаж до 1 января 1998 года.

— Как население тогда восприняло пенсионную реформу? Не затруднялось ли оно с выбором 1 из 14 действовавших на протяжении нескольких лет накопительных пенсионных фондов?

— Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» вступил в силу 1 января 1998 года. Именно эта дата является днем рождения накопительной пенсионной системы независимого Казахстана. Первым участником на рынке пенсионных услуг стал Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). Он был создан в сентябре 1997 года, а 19 января 1998 года в ГНПФ поступил первый обязательный пенсионный взнос. Вскоре появились и частные накопительные пенсионные фонды, однако первенство несколько лет все равно оставалось за Государственным накопительным пенсионным фондом. Так что изначально у населения как такового выбора не было, ГНПФ до 2003 года оставался фондом по умолчанию. Нельзя сказать, что сразу сложилось и понимание того, что теперь каждый будет копить себе на пенсию самостоятельно. Многие относились к обязательным взносам как к налогу. И, к сожалению, несмотря на большую разъяснительную работу, проводимую как на заре пенсионной реформы, так и сейчас, многие еще относятся подобным образом до сих пор.

— Насколько необходимо и целесообразно, на ваш взгляд, было слияние частных накопительных пенсионных фондов?

— С появлением частных накопительных пенсионных фондов у граждан появился выбор — кому доверять свои накопления. Конкуренция на пенсионном рынке Казахстана сначала давала вполне положительный эффект, но со временем у отдельных НПФ начали проявляться уязвимые места. Периодически проявлялась «нездоровая» конкуренция, когда фонды не вовлекали в накопительную пенсионную систему новых клиентов, а переманивали их друг у друга.

Зачастую в погоне за большой прибылью частные пенсионные фонды вкладывались в рисковые инструменты, но вместо этого они оказывались в убытке. Агрессивная инвестиционная политика НПФ и произошедший кризис в экономике страны привели к убыткам, которые несли в первую очередь вкладчики — обычные граждане, недополучая доход на накопления. Все это, к сожалению, не только дискредитировало отдельные фонды, но и подрывало доверие населения к накопительной пенсионной системе в целом. При этом, выражая свое личное мнение, хочу отметить, что, возможно, нужно было существенно повысить требования к частным пенсионным фондам, чтобы остались только самые сильные и прозрачные фонды, а те, в которых был неадекватный уровень корпоративного управления, закрылись, а их акционеры восполнили бы убытки по проблемным активам.

— Что дало создание Единого накопительного пенсионного фонда и передача активов в «одни руки»?

— В 2013 году на базе ГНПФ был создан Единый накопительный пенсионный фонд, которому были переданы пенсионные активы и обязательства частных накопительных пенсионных фондов. В итоге — прекратилась миграция вкладчиков из одного фонда в другой и стало логичным действие государственной гарантии сохранности пенсионных взносов с учетом уровня инфляции. Поскольку теперь государство в лице правительства, как единственного акционера ЕНПФ и Национального банка, как инвестиционного управляющего, отвечают за сохранность пенсионного капитала. Кроме того, создание ЕНПФ позволило сократить операционные и административные расходы. Уровень комиссионных вознаграждений был значительно снижен по сравнению с комиссиями, взимаемыми частными фондами. К тому же устранен риск совершения заведомо убыточных сделок с аффилированными лицами.

Сейчас после создания единой базы вкладчиков, оздоровления портфеля финансовых инструментов ЕНПФ снова рассматривается вопрос о выводе на пенсионный рынок нескольких игроков в виде компаний по управлению пенсионными активами (КУПА), но однозначного решения пока нет. При этом ЕНПФ останется единым оператором и администратором всех финансовых потоков. Таким образом, сохранится государственный контроль над пенсионными накоплениями.

— Одной из задач пенсионной реформы было заложить основы развития фондового рынка в Казахстане. Как вы думаете, получилось?

— Накопительные пенсионные фонды стали долгосрочными институциональными инвесторами, которые были основными покупателями ценных бумаг казахстанских эмитентов. Именно это в свое время дало толчок развитию и экономическому подъему начала 2000-х годов. Следует отметить и активное участие пенсионных фондов в программе «Народное IPO», что, безусловно, способствовало развитию фондового рынка Казахстана. Однако дальнейшие кризисные моменты как на мировом, так и на отечественном финансовых рынках отразились на состоянии компаний-эмитентов и сказались на доходности пенсионных фондов, чье инвестиционное управление было признано в конечном итоге неэффективным.

С уходом с рынка частных НПФ, которые являлись листинговыми компаниями, естественно, уменьшилось количество членов биржи. Сегодня все финансовые потоки сконцентрированы в одном мощном инвесторе в лице ЕНПФ. В связи с этим существенно изменился порядок принятия решений по инвестированию пенсионных активов. В частности, с 2016 года органом, определяющим стратегические направления инвестирования пенсионных активов, является Совет по управлению Национальным фондом РК. Инвестиционная декларация утверждается правлением Национального банка, а перечень разрешенных финансовых инструментов — Правительством Казахстана.

Все эти процессы и это далеко не исчерпывающий перечень, нацелены, прежде всего, на сохранность пенсионных накоплений граждан. Политика управления пенсионными активами — умеренно-консервативная. Стоит отметить, что за этот период существенно повысилось качество управления пенсионными активами, снизилась доля рисковых инструментов, повысилась доходность пенсионных активов в сравнении с инфляцией. В то же время произошло постепенное снижение активности на внутреннем фондовом рынке. Это связано с ограничением доступа к пенсионным активам участникам рынка, не имеющим соответствующих рейтингов. Как я уже говорил, сейчас разрабатываются предложения по внедрению в структуру пенсионного рынка компаний по управлению пенсионными активами, и они, на мой взгляд, могут придать новый импульс развитию фондового рынка в целом.

— Кадыржан Кабдошевич, как вы можете оценить состояние пенсионной системы Казахстана сегодня, спустя 20 лет после проведения реформы? Удалось ли достичь поставленных целей?

— Давать оценку состоятельности системы пока рано, так как должно пройти больше времени, чем 20 лет. Как минимум — еще столько же. Любая система должна пройти хотя бы один полный цикл, чтобы можно было оценить ее эффективность и точно ответить на вопрос о достижении целей, которые были заложены 20 лет назад. Если говорить о промежуточных результатах на сегодняшний день, то следует отметить, что многоуровневая пенсионная система успешно функционирует и уже подтвердила верность сделанного выбора.

Помимо создания справедливой пенсионной системы реформа должна была решить ряд экономических задач, в том числе уменьшить нагрузку на государственный бюджет. С этой целью накопительная пенсионная система справилась. Поэтому сегодня нет необходимости радикально отходить от действующей пенсионной модели, принципы которой, по сути, справедливы. Тем более что к казахстанцам постепенно приходит осознание того, что будущая пенсия во многом зависит от них. Кроме того, сейчас наблюдается положительная доходность от инвестирования пенсионных активов, что позитивно сказывается на увеличении накоплений.

Источник: https://kapital.kz/finance/72387/opravdala-li-sebya-pensionnaya-reforma.html

Поделиться
читайте также

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку