bs-preloader__icon
ru kz

Рекорды роста и глобальные тренды

Рынок страхования жизни в Казахстане за последние годы демонстрирует устойчивый рост и обновляет рекорды. По данным Национального банка РК по состоянию на первое сентября 2025 года объем страховых премий достиг 673,7 млрд тенге, что на 15,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. С 2021 года объем премий вырос на 174,4%. В структуре рынка наибольшую долю занимает пенсионное аннуитетное страхование 278,2 млрд тенге (41,3%), далее следует добровольное страхование жизни 203,5 млрд тенге (30,2%), ОСРНС 99,9 млрд тенге (14,8%) и страхование от несчастных случаев 82,2 млрд тенге (12,2%). Как развивается рынок страхования жизни за рубежом расскажем здесь.
Рекорды роста и глобальные тренды

Глобальный рынок страхования жизни претерпевает изменения в связи со старением мирового «серебряного» населения, состоящего из людей в возрасте 65 лет и старше, и концентрацией богатства среди поколения X и пенсионеров. Ожидается, что к 2050 году численность «серебряного» населения удвоится и достигнет 1,6 миллиарда человек (что составляет 16 процентов населения планеты), а в таких странах, как Италия и Япония, уже формируются «суперстарые» общества, в которых более 20 процентов населения составляют люди в возрасте 65 лет и старше.

«Это открывает перед страховщиками широкие возможности для удовлетворения растущего спроса на пенсионные решения, адаптированные к стареющему населению, особенно в условиях, когда разрушающиеся сети социальной защиты оставляют бреши в финансовой стабильности и пенсионной безопасности, - объясняет - говорит председатель правления КСЖ BCC Life Гульжан Джаксымбетова. - Во многих странах инфляция остаётся выше прогнозируемого уровня, а в отдельных регионах сохраняется её устойчивость, что увеличивает риски для клиентов и оказывает давление на экономический рост, в том числе на рынок страхования».

Опыт последних лет демонстрирует, что сектор страхования жизни постепенно утрачивает свою актуальность на глобальном уровне. Динамика на развитых рынках за последние 16 лет остаётся практически нулевой (среднегодовой прирост составил -0,2%). Уровень проникновения страхования жизни (отношение объема страховых премий к ВВП) снизился с 5,4% в 2007 году до 3,6% в 2023 году. Кроме того, по сравнению с другими сегментами финансового сектора, рыночная капитализация компаний страхования жизни сократилась с 15% в 2007 году до 9% в 2023 году.

«Тем не менее, согласно отчету Sigma, рост реальной заработной платы, все еще повышенные процентные ставки на ключевых рынках, таких как США, старение населения и растущий средний класс на развивающихся рынках продолжают поддерживать глобальный спрос к страхованию жизни. В то время как геополитические и финансовые риски нарастают Swiss Re Institute прогнозирует уверенный рост мировой экономики на уровне 2,8% в 2025 году и 2,7% в 2026 году. По их оценкам глобальный рынок страхования жизни будет расти на 3% в год, что более чем вдвое превышает темпы последних десяти лет», - уточняет спикер.

В странах с развитым рынком страхование жизни глубоко интегрировано в систему долгосрочных финансовых решений. В США и ЕС широко распространены накопительные и пенсионные программы, которые тесно связаны с государственной системой обеспечения граждан. Популярность также сохраняют инвестиционные программы, такие как unit-linked, позволяющие одновременно получать страховую защиту и формировать капитал.

«В Японии и Южной Корее активно развиваются комплексные продукты, включающие страхование жизни, здоровья и критических заболеваний. Кроме того, именно в этих странах цифровизация достигла высокого уровня: страховые услуги интегрированы в супер-приложения и экосистемы, объединяющие банковские и социальные сервисы, что делает страхование максимально доступным и удобным», - объясняет председатель правления КСЖ Freedom Life Азамат Ердесов.

В странах с развивающимися экономиками акцент делается на доступность и массовость продуктов. В Индии, Малайзии и Турции успешно развиваются страховые программы с низкими взносами, которые рассчитаны на широкие слои населения. Для стимулирования спроса государства активно используют субсидии и налоговые льготы. Большой интерес вызывают образовательные страховые программы и микрострахование, в том числе через мобильные приложения. В этих странах цифровые каналы продаж становятся основным инструментом распространения страховых услуг, что позволяет охватить новые аудитории и сделать страхование частью повседневной финансовой практики.

Модели и инструменты

Сама по себе индустрия страхования жизни обладает уникальными возможностями для вхождения в смежные отрасли здравоохранения, что является новой тенденцией в Азии и США, в рамках которой некоторые страховщики заключают партнерства или приобретают медицинские учреждения и поставщиков услуг для пожилых людей, чтобы решить проблему растущих расходов на долголетие и уход.

«Другие инвестируют в оздоровительные решения для улучшения долгосрочного здоровья своих клиентов и снижения потребности в уходе. Оба варианта представляют собой переход от «защиты доходов» к «защите пенсии» и переход от одноканального, нечастого взаимодействия с клиентами к взаимодействию с ними новыми и различными способами. Кроме того, сотрудничество со здравоохранением позволяет страховщикам получать более полную информацию о состоянии здоровья клиентов, их образе жизни и истории болезней. Это способствует более точному андеррайтингу и ценообразованию, а также формированию индивидуальных оздоровительных программ, которые помогают снижать уровень заболеваемости и, соответственно, страховые выплаты», - утверждает Гульжан Джаксымбетова.

В Европе продукты страхования жизни уже давно интегрированы в каналы распределения, ориентированные на богатство. Теперь страховщики осознают возможность превратиться из производителей отдельных продуктов в производителей комплексного пакета финансовых услуг, напрямую предлагая состоятельным людям традиционные страховые продукты и банковские услуги.

«В Сингапуре и Гонконге усиливается интеграция страхования жизни, медицинских и инвестиционных услуг. Некоторые страховщики открывают «центры богатства и здоровья», предлагая клиентам с высоким и сверхвысоким уровнем достатка комплексные программы, объединяющие здоровье, капитал и планирование наследства», - уточняет глава КСЖ BCC Life.

На развивающихся рынках в Азии, где население моложе, страховщики черпают вдохновение на других рынках, внедряя новые продукты по накоплению активов, такие как целевые продукты, рассчитанные на определенный срок. Кроме того, страховые компании там могут внедрять продукты, которые лучше удовлетворяют финансовые потребности пенсионеров. Это означает партнерство с управляющими активами для повышения доходности и обеспечение большей гибкости при разработке продуктов с учетом возраста выхода на пенсию.

Что может подойти Казахстану

«Для Казахстана наиболее перспективным направлением является развитие образовательных и пенсионных программ, которые уже доказали свою востребованность среди населения. Примером является проект «Келешек», предоставляющий возможности долгосрочного накопления на обучение детей и формирующий культуру финансового планирования в семьях. Вторым важным вектором является цифровизация: интеграция страховых продуктов в супер-приложения и экосистемы. С учетом растущего внимания к вопросам здоровья актуально также развитие программ страховой защиты от критических заболеваний», - сообщил Азамат Ердесов.

В 2024 году индекс старения в Казахстане достиг 31,1 — это означает, что на каждые 100 детей в возрасте до 15 лет приходится 31 человек старше 65 лет. Ожидается, что доля граждан старше 65 лет в Казахстане к 2050 году ожидается рост до 16%, что приблизится к мировому уровню. Эти демографические изменения будут стимулировать спрос на пенсионные и пожизненные страховые продукты. На фоне роста инфляции и снижения покупательной способности будет усиливаться спрос на страховые продукты, способные защитить накопления от инфляции и валютных рисков: unit-linked полисы, а также продукты с привязкой к курсу иностранной валюты.

«Учитывая текущее невысокое качество сервиса и ограниченные возможности самообслуживания для клиентов страховых компаний, страховщикам в отрасли нужно концентрировать усилия на организации технических преобразований: на внедрении передовых технологий для модернизации устаревших систем, на упрощении управления данными и внедрении искусственного интеллекта, на привлечении талантливых специалистов и налаживании партнерских отношений для стимулирования культуры, ориентированной на клиента, и для повышения эффективности всей цепочки создания стоимости», - заключила Гульжан Джаксымбетова.

Как показывает глобальный опыт, будущее отрасли — не в продаже классических полисов, а в создании комплексных решений, интегрированных в повседневную финансовую и медицинскую жизнь человека. Успешные страховщики будут теми, кто сможет предложить казахстанцам не просто «защиту на случай», а удобные цифровые инструменты для формирования образовательного и пенсионного капитала, продукты, защищающие от критических заболеваний, и гибкие инвестиционно-страховые комбинации, устойчивые к инфляции.

Фото из открытых источников

 

Поделиться
читайте также
Какой хлеб способен увеличить продолжительность жизни
Какой хлеб способен увеличить продолжительность жизни

Как рассказал научный сотрудник National Geographic и о...

Самые интересные материалы сайта у тебя на почте! Подпишись на рассылку.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Оставить заявку