Так, до конца года планируется принятие правового акта, который обяжет страховые компании создать специальные подразделения по работе с клиентскими жалобами, по аналогии с тем, как это уже действует в банках второго уровня. Об этом сообщила заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева.
По мнению спикера этот механизм станет важным элементом повышения доверия и прозрачности в отрасли, поскольку позволяет системно анализировать обращения граждан и оперативно реагировать на проблемные ситуации.
«Сегодня в страховых компаниях условно существуют два направления работы: привлечение клиентов и рассмотрение выплат. Однако между ними не хватает независимого «арбитра», который представлял бы интересы застрахованных. Новое подразделение позволит выстроить баланс, обеспечив объективный разбор жалоб и предотвращение спорных ситуаций на ранних этапах», - поделилась Мария Хаджиева.
Одним из инструментов станет так называемый «коэффициент жалоб». Это рабочее название показателя, который будет отражать уровень удовлетворенности клиентов. «Этот коэффициент станет системой раннего реагирования: при ухудшении показателей компания сможет оперативно выявлять проблемные зоны, повышать качество обслуживания и улучшать клиентский опыт», - заявила спикер.
Основной точкой роста для сектора страхования жизни в Казахстане является развитие долгосрочных сберегательных продуктов, сочетающих в себе защиту и инвестиционную составляющую. Стимулировать этот процесс может растущий интерес населения к альтернативным, более доходным инструментам сбережения, чем традиционные банковские вклады, а также реализация государственных инициатив по созданию госпрограмм.
«Чтобы обеспечить достойный уровень жизни на пенсии, необходимо полагаться не только на обязательные пенсионные взносы. Добровольные отчисления – это важный инструмент, который позволяет сформировать дополнительный финансовый запас и снизить будущие риски. Сегодня мы видим, что в обществе постепенно формируется понимание личной ответственности за свое пенсионное будущее, однако культуру долгосрочных накоплений нужно укреплять», - отметил председатель правления КСЖ Nomad Life Ерлан Камбетбаев.
Цифровые активы
Внедрение цифровых финансовых активов (ЦФА) представляет собой самую значительную трансформацию фондового рынка со времен перехода к электронным торгам. В основу регулирования нового рынка в Казахстане ляжет принцип «тот же риск – то же регулирование».
Законопроект о ЦФА, находящийся на рассмотрении в Мажилисе, вводит три вида цифровых активов:
* Стейблкоины (права требования на деньги);
* ЦФА, обеспеченные базовым активом;
* Финансовые инструменты в цифровой форме.
Основной подход регулятора – функциональный. Если актив, выпущенный в форме токена, выполняет функцию ценной бумаги, он должен подчиняться тем же правилам. Для идентификации таких активов будет применяться классический «Тест Хауи», разработанный в США в 1946 году. Если инвестор вкладывает деньги в общее предприятие с ожиданием прибыли от усилий третьих лиц, токен признается ценной бумагой.
Регуляторная модель основана на концепции «цифрового зеркала». Токенизированная акция предоставляет те же права (на дивиденды, участие в собраниях), что и классическая. Центральный депозитарий останется якорем доверия, фиксируя права собственности и получая информацию о владельцах токенов. Это решает ключевую проблему децентрализованных систем – риск оспаривания прав.
«Инфраструктура рынка ЦФА будет бесшовно интегрирована в существующую финансовую систему. Национальный банк будет вести реестр операторов платформ и устанавливать технологические требования. Агентство РРФР определит порядок выпуска ЦФА и перечень базовых активов. Торговля токенизированными ценными бумагами будет возможна на фондовой бирже, что позволит банкам и инвесторам работать с ними в привычной среде», - уточнила Мария Хаджиева.
Отдельно спикер выделила кадровый вызов. Для развития экосистемы ЦФА необходимы специалисты в области блокчейна, RegTech и кибербезопасности. Решение этой задачи, по ее словам, требует совместных усилий регулятора, университетов и частного сектора по созданию программ переподготовки, формирования отраслевых стандартов квалификации и привлечения международных экспертов.


