Технологические стартапы интересуют не только портфельных инвесторов, но и страховые компании. Приобретения и вложения в InsurTech-решения выгодны для обеих сторон — одни получают возможность развивать свои технологии, другие — преимущество на страховом рынке. Однако конкуренция среди стартапов тоже высока. И выбирать направление для развития стоит в узких и перспективных сегментах рынка. Если говорить об андеррайтинге (процедура снижения страховых рисков, определения адекватных условий страхования — «Хайтек») — то это страхование коммерческого транспорта, а в сфере автоматизации наиболее перспективна технология блокчейн. Российский опыт отличается от мирового, и это тоже следует учитывать.
Новые подходы к андеррайтингу
Андеррайтинг существует уже несколько столетий. И если его основные принципы остались без изменений, сам процесс эволюционирует. За последние годы появились новые аналитические и автоматизированные инструменты для оценки рисков. Этим занимается целый ряд проектов в сфере InsurTech. С помощью анализа больших данных, искусственного интеллекта и новых источников информации они автоматизируют андеррайтинг и делают его более точным.
К примеру, существуют технологические подходы к процедуре андеррайтинга в сфере страхования здоровья и жизни. Американская компания Force Diagnostics предлагает страхователям сдавать анализы в ускоренном режиме — в супермаркетах и аптеках рядом с домом. Тесты также выявляют наличие хронических заболеваний. А полученная информация передается страховым компаниям, разумеется, с согласия клиента. Данные о проблемах со здоровьем (или их отсутствии) становятся важным фактором при расчете оптимальной стоимости полисов для клиентов и предоставлении «скидки за здоровый образ жизни».
Автоматизация страхования и чат-боты
Автоматизация позволяет снизить степень участия человека в процедуре андеррайтинга, приема заявок, их обработки, общения с клиентом. Часть задач, которые ранее выполняли сотрудники страховых компаний, сейчас берут на себя ИТ-решения: от относительно простых чат-ботов до алгоритмов искусственного интеллекта.
С точки зрения клиента автоматизация — это взаимодействие со страховой без необходимости посещать офис или звонить в колл-центр. «Окном» удаленного обслуживания для страхователей уже давно служат мобильные приложения. Они обеспечивают их сервисами дистанционного обслуживания — возможностью загрузить фото с места происшествия, задать вопрос агенту в чате или оформить заявку. В России приложения не снискали особой популярности у пользователей и до сих пор не очень распространены у страховщиков.
"InsurTech сохраняет привлекательность для инвесторов. Количество сделок растет, венчурные фонды выстраиваютсвои стратегии на базе страховых решений, а крупные страховщики и перестраховщики выступают «главными фанатами» технологизации. Все это внушает уверенность в будущем страховых стартапов и дает им стимул расти и развиваться".
Страховые компании активно осваивают социальные сети и мессенджеры и разрабатывают для них чат-ботов. Принимать платежи, рассчитывать ставки и продавать страховые полисы прямо в мессенджерах — все это могут чат-боты. Им доступны шаблонные ответы, но они могут использовать и технологии искусственного интеллекта: в частности, «понимать» вопросы и претензии клиента, сформулированные в свободной форме.
Технология блокчейн создает единый реестр с данными о страхователях. Доступ к нему получают одновременно страховщики, перестраховщики и андеррайтеры. Благодаря единому доступу к информации и ее неизменяемости, компании тратят меньше времени и сил на обработку и проверку подлинности данных.
IBM предсказывает, что к 2020 году 85% всех действий в цепочке компания-клиент будут автоматизированы — в том числе за счет чат-ботов. Однако конкуренция в этой нише велика.
Блокчейн-разработки для автоматизации страховых процедур — более перспективное направление. В этой сфере интересны именно мультифункциональные решения, позволяющие автоматизировать и взаимодействие между клиентом и страховой, и внутренние страховые процессы (например, проверку данных по клиенту).
Страховой рынок пока только присматривается к блокчейну, так что InsurTech-стартапы со своей гибкостью и готовностью использовать перспективные технологии будут как раз кстати.
«Умные» устройства снижают стоимость страхования
За последнее время произошло несколько крупных сделок со стартапами в области «умного дома» — Amazon за $1 млрд приобрел производителя «умных звонков» Ring; другая крупная компания купила стартап August Home — он занимается «умными замками». В оба стартапа ранее инвестировалистраховщики.
Высокие риски и большие перспективы
Маркетплейсы. Сервисы-агрегаторы для поиска самого выгодного предложения на страховом рынке популярны у клиентов. Есть и успешные раунды финансирования в этой сфере — в прошлом году индийский маркетплейс финансовых услуг привлек $30 млн. Ниша перспективна, но в России есть риск серьезной конкуренции с крупными порталами. Банк России и Московская биржа в июне анонсировали прототип российского маркетплейса финансовых продуктов, в том числе страховых предложений. Маркетплейс предоставит клиентам набор популярных услуг: дистанционное открытие счетов, покупка полисов и сравнение цен.
Технологизация автострахования. Это большая ниша с примерами успешных кейсов. Но опыт показывает, что не все инвестиции в нее приносят ожидаемый результат. Телематическое оборудование пока остается маловостребованным продуктом в России (если не считать штатные системы). А рост онлайн-продаж полисов наблюдается преимущественно в сегменте ОСАГО. Инвестиции в цифровизацию этих областей — это вложения «в долгую», которые могут так и не окупить себя из-за низкого спроса.
Источник: https://hightech.fm/2018/07/07/startup
Фото с сайтов topwar.ru,diginomica.com